Florian Olivo/unsplash.com
Florian Olivo/unsplash.com

Чемпионаты, уроки в школах, «Игры будущего»: как в России развивают киберспорт?

Страна первой официально признала киберспорт, а теперь здесь пройдет турнир, у которого нет мировых аналогов

Россия — первая страна в мире, в которой киберспорт официально признали видом спорта. Это произошло 21 год назад — 25 июля 2001-го. Теперь страна готовится провести дебютные «Игры будущего» — технологичные соревнования, которые планируют сделать крупным событием наравне с Олимпийскими играми и чемпионатом мира по футболу. Разбираемся, как развивался киберспорт в РФ и к чему это привело.

Как в России признавали киберспорт?

Потенциал киберспорта оценили в России раньше Китая и Республики Корея. А уже потом на дисциплину обратили внимание и другие страны. Однако в июле 2006-го киберспорт пропал из Всероссийского реестра видов спорта из-за несоответствия новым критериям — развития в более, чем половине субъектов страны и наличия своего зарегистрированного физкультурно-спортивного объединения.

Спустя 10 лет киберспорт снова стал официальным видом спорта в России. 7 июня 2016 года его включили в первый раздел реестра, а ФКС возобновила открытые соревнования в рамках Кубка страны.

Больше киберспорт не покидал реестр. В 2017-м дисциплину перевели во вторую категорию наравне с футболом и другими видами, которые развивают на общероссийском уровне. Это дало толчок к новому этапу развития — в стране стали проводить национальные турниры, а геймеры смогли получать разряды и звания.

В 2017-м признание получили четыре дисциплины — стратегии реального времени (RTS), боевые арены (MOBA), технические симуляторы (игры, симулирующие управление какой-либо техникой) и соревновательные головоломки. Постепенно к ним добавились спортивные симуляторы и файтинги. Последним список пополнил «тактический трехмерный бой» — шутеры. По играм этих жанров можно организовать чемпионат и Кубок.

2021 год стал прорывным для российских киберспортсменов. В октябре команда Team Spirit выиграла The International — самый крупный турнир с 18,2 млн долларов призовых для победителя. После этого спрос в стране на тренеров по Dota 2 увеличился в 7 раз. В ноябре россияне в составе NAVI заняли первое место в другой знаковой киберспортивной игре — CS:GO. Они получили за это 1 млн долларов от организаторов.

По данным за 2021 год, отечественный рынок киберспорта оценивается в 28,6 млн долларов, а российская аудитория — в 15,4 млн человек. Гейминг становится популярнее в России на разных уровнях — соревнования транслируют телеканалы, спортсмены появляются на популярных вечерних шоу, турниров становится больше, университеты поощряют геймеров стипендиями, а в школах думают ввести уроки киберспорта для желающих.

Киберспорт — это спорт?

Несмотря на признание киберспорта на государственном уровне и международные успехи, многие не считают геймеров профессиональными спортсменами. Их аргументы — отсутствие физической активности, пагубное влияние на здоровье и зависимость от игровых разработчиков. Геймеры объясняют, что воздействие киберспорта изучалось: напряжение организма в финале крупного турнира сравнимо с управлением гоночного болида и забегом на 100 м. Киберспортсмены тоже испытывают стресс, напряжены и сконцентрированы.

Существует вполне конкретное определение спорта — это «организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и/или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в ее процессе». Киберспорт под него полностью подпадает.

Дмитрий Смит, Президент Федерации компьютерного спорта

Некоторые геймеры считают физическую активность важной частью подготовки к соревнованиям — так они лучше себя чувствуют. Но теперь спорт появится в жизни всех, кто проходит киберподготовку. 25-40% тренировочного времени должно выделяться на физические упражнения — это национальный стандарт. Чтобы заниматься киберспортом профессионально, нужно будет уметь бегать, наклоняться и приседать.

В Федерация компьютерного спорта отмечают, что введенный стандарт даст организации открывать секции по компьютерному спорту и составлять программы подготовки. Так готовить киберспортсменов по всей стране станет проще.

Что будет дальше?

В России продолжают развивать киберспорт и искать новые дисциплины. В июне в рамках ПМЭФ было объявлено, что в 2024 году Казань станет столицей «Игр будущего». Это будут международные соревнования по гибридным дисциплинам по принципу «фиджитал» — physical (физический) + digital (цифровой).

Игроки в CS:GO проявят себя не только на игровых картах, но и в страйкбол-стрельбе, а фиферы выйдут на настоящее поле. Для геймеров по Dota 2 тоже ищут аватар — альтернативную физическую активность в рамках двоеборья. Планируется, что всего дисциплин будет 15, среди них могут быть гонки на дронах и спидран — прохождение игр на скорость.

Несмотря на санкции к российскому спорту, «Игры будущего» будут международными. Казань пригласит другие страны поучаствовать в новых соревнованиях, где используются наработки в киберспорте, робототехнике, AR и искусственном интеллекте.

Мы открыты ко всем странам, будем искать участников из всех стран, кто может и хочет. Мы уверены, что у соревнований будет международный статус. Моя личная оценка, что технический потенциал в стране для того, что мы задумали, есть и никаких проблем с техническим оснащением Игр у нас не будет.

Владислав Ершов, Спортивный директор «Игр будущего»