общество

Никакого контроля и критики: как мотивировать ребенка учиться

Станьте для него авторитетным героем, а не деспотичным тираном
Green Chameleon/Unsplash
Green Chameleon/Unsplash

Часто дети воспринимают школу как скучное место, где приходится изучать то, что им неинтересно (а мы сами-то помним логарифмы, синусы и строение бактерий?). Чтобы ребенок полюбил учебу, вам следует узнать жестокую правду: не вся мотивация работает как надо. В связи с Днем знаний мы собрали одобренные наукой способы, как мотивировать ребенка учиться.

Какая бывает мотивация?

Различают два основных вида.

Внутренняя: ребенок хочет получать хорошие оценки по английскому, потому что стремится свободно говорить на нем. Подобный стимул соответствует более высокой успеваемости.

Внешняя мотивация предполагает вознаграждение. Например, школьник хочет получать хорошие оценки по английскому, потому что знает, что от этого зависит похвала родителей или карманные деньги.

Хотя оба типа могут привести к сходному поведению, исследования показали, что, когда люди занимаются какой-либо деятельностью из-за внутренней мотивации, качество участия и результаты улучшаются.

Забудьте «кнут и пряник»

Обычно он приводит к обратным результатам. Когда дети реагируют на «кнут и пряник», они действуют по внешней мотивации, которая менее эффективна нежели внутренняя. Вдобавок метод не устойчив в долгосрочной перспективе.

Но есть еще одна причина. Исследования показали, что при введении вознаграждения (например, мороженого и видеоигр), а затем контролирующего фактора (наказания или лишения привилегий) внутреннее влечение человека снижается.​​ Другими словами, если ребенок проявляет некоторый интерес к физике, мотивация посредством «кнута и пряника» отобьет у него всякое желание открывать учебник. В крайнем случае, детско-родительские отношения и вовсе могут испортиться.

Но это не значит, что у вас связаны руки. Существуют и другие методы.

Не превращайте учебу в пытку

Вознаграждение, похвала, придирки, выговор и негативные последствия — это способы контролировать чье-то поведение. Подобное не мотивирует. Давление или поощрение не сделают занятие приятным.

Чтобы помочь ребенку развить правильные стимулы, стремитесь вдохновлять. Покажите, что совершенствовать новый навык — весело: пусть физкультура станет частью игры в супермена, читайте Толстого и Пушкина по ролям, а правило светотени легче понять, рисуя любимых персонажей. Создайте комфортную среду: не нужно превращать учебу в работу, а оценки — в зарплату.

Поддерживайте детей, предоставляя конструктивную обратную связь, а не критику.

Даже если ребенку неинтересна школа, это не значит, что у него ничего не получится в жизни. Традиционные методы обучения подходят не всем. Поэтому важно записать его в заведение, которое воспитывает индивидуальность и адаптирует обучение к его потребностям. Выясните причины негативного отношения к учебе. Это может быть не только лень, но и стресс, скука и даже страх.

Докажите, что знания можно применять на практике (пусть это и сложно)

Как и все, дети учатся лучше и быстрее, когда видят картину в целом. Никто не должен заниматься только ради оценок, ведь знания необходимы для выживания человечества. Другими словами, покажите ребенку, как то, что он изучает, связано с реальным миром и почему это важно.

Например, если дети учат анатомию человека, напомните им, что врачи умеют лечить, именно потому что знают, как работает наш организм. Или, если это урок географии, расскажите детям, что ездите на море, именно потому что точно знаете, где оно находится, как туда добраться и чего ожидать. Ребенок должен понимать, что причина, по которой он учится, состоит в том, что однажды он использует новое знание.

Однако демонстрация практичности не должна мешать способности мыслить абстрактно. Определенные математические формулы, поэзия и искусство не всегда связаны с повседневной жизнью, и тем не менее их ценность неоспорима. Помогите ребенку оценить это самостоятельно.

Пусть ребенок сам управляет кораблем, даже если натыкается на скалы

Автономия имеет ключевое значение для создания внутренней мотивации. Дети должны принимать собственные решения — это жизненно важный внутренний мотиватор​.

Большинство людей боятся, что таким образом ребенок потерпит неудачу. Но падение — неизбежная часть обучения. Если он отказывается делать домашнюю работу даже после того, как вы объясните ее важность, он поймет последствия сделанного выбора в школе, столкнувшись с недовольством учителя.

Не гоните ребенка в библиотеку против его воли

Дайте ему планшет. Но это не значит, что книги автоматически отправятся на пыльную полку. Они не должны вызывать отторжение, а любовь к чтению прививается не насильственным образом.

Чтобы успешно освоить учебный материал, ребенок должен обладать фундаментальными знаниями: определенным словарным запасом, таблицей умножения и другими навыками под стать его возрасту. Один из лучших способов сделать это — обучающие видеоигры и приложения.

Они помогают детям приобрести основные навыки в соответствующей возрасту, ободряющей и занимательной форме и в знакомой обстановке. Школы, использующие современные программы и технологии, делают процесс обучения более увлекательным, а их ученики достигают лучших результатов.

Станьте авторитетом

Даже если ребенку не нравится математика, он может проявить к ней интерес, если его любимый герой использует формулы для победы над врагом. Станьте таким героем.

Когда вы сближаетесь с ребенком, он с большей вероятностью будет слушать вас, примет именно ваши ценности и получит заряд мотивации. Психологи считают, что авторитетные родители создают поддерживающую среду, которая повышает мотивацию детей в классе.​

Таким образом, домашний климат должен быть демократичен, а не автократичен. И тогда ребенок будет учиться лучше и с большим удовольствием.

Анастасия Дегтярева