Gevorg Ghazaryan/shutterstock.com
Gevorg Ghazaryan/shutterstock.com

Спортсмены-инвесторы: как чемпионы зарабатывают вне соревнований?

Роналду, Джордан, Хабиб и другие звезды успешно продвигают собственные бренды и приобретают доли в чужих компаниях

Многие звездные спортсмены не только хорошо зарабатывают, но и грамотно используют свои финансы. Кто-то начинает собственный бизнес, используя коммерческий потенциал своего имени. Другие атлеты инвестируют в чужие проекты. Мы собрали разные примеры того, как распоряжаются деньгами топовые атлеты.

Криштиану Роналду

Португалец — не только лучший бомбардир в истории футбола и один из самых популярных людей в мире, но и отличный бизнесмен. В июне 2020 года Роналду стал первым футболистом, который достиг отметки в 1 млрд долларов общего дохода по версии Forbes. Как сообщает издание, четверть всей годовой выручки 5-кратный обладатель «Золотого мяча» получает от собственной торговой марки CR7. Ее история началась в 2006 году, когда был открыт первый бутик на острове Мадейра. В этот бренд входит линия фирменного нижнего белья, обувь, мужские ароматы и джинсовая одежда.

В 2015-м Криштиану стал партнером крупнейшей туристической и развлекательной компаний Португалии Pestana Hotel Group. Через год он инвестировал более 40 млн долларов в строительство четырех гостиниц в своем родном городе Фуншале, а также в Лиссабоне, Мадриде и Нью-Йорке. Доля футболиста в проекте составила 50%, а гостиницы получили название Pestana CR7 Hotel. Также португалец основал сеть фитнес-клубов CR7 совместно с Crunch Fitness.

Еще Роналду вложился в стартап Mobitto. Приложение помогает находить оптимальные цены товаров в ближайших магазинах и получать бонусы, которые можно обменять на подарочные купоны. А в феврале 2019-го футболист направил 1 млн евро в сеть клиник по диагностике, лечению и трансплантации волос Insparya. Вскоре в Испании было открыто несколько новых отделений. Португалец владеет 50% акций медучреждения. Криштиану говорил о том, что, помимо футбола, он увлечен здоровьем, технологиями и исследованиями — в эти области он хотел бы инвестировать и в будущем.

Дэвид Бекхэм

Бывший полузащитник сборной Англии и «Манчестер Юнайтед» построил мощный бренд вокруг своего имени, благодаря которому он продолжает зарабатывать десятки тыс долларов ежедневно. В числе наиболее заметных проектов Бекхэма была коллаборация со шведским брендом молодежной одежды H&M. Контракт был подписан в начале 2012 года, а вскоре спортсмен принял участие в международном запуске коллекции David Beckham Bodywear for H&M.

В 2015 году Бекхэм приобрел часть бренда Kent & Curwen, для которого он был не только рекламным лицом, но и лично разрабатывал коллекции. Совместно с компанией L’Oréal англичанин создал собственную марку косметики, названную House 99. Также у бывшего футболиста есть свой бренд очков David Beckham Eyewear. В июне 2020 года Дэвид инвестировал в киберспортивную организацию Guild Esports 480 тыс фунтов, став обладателем 11,7% акций.

В июне 2021-го Бекхэм купил 10% акций стартапа Lunaz, который специализируется на переоборудовании автомобилей с двигателей внутреннего сгорания на электрические. Среди других вложений англичанина — компания Studio 99 по съемке документальных фильмов и видеоконтента, компания по производству продуктов на основе биосинтетических каннабиноидов Cellular Goods и футбольный клуб «Интер Майами», выступающий в МЛС. Дэвид объявил о намерении создать команду в штате Флорида еще в 2014-м, но ему пришлось долго добиваться разрешения на участие в чемпионате, а также на постройку собственного стадиона. Днем рождения команды стало 29 января 2018 года.

Майкл Джордан

Шестикратный чемпион НБА в составе «Чикаго» продолжает возглавлять рейтинг самых богатых спортсменов в истории. В 2021-м его совокупный доход оценивался в 2,6 млрд долларов. Джордан — основатель и владелец целой бизнес-империи, которую построил после окончательного завершения спортивной карьеры в 2003 году. Баскетболист заключил первый рекламный контракт с Nike еще до старта своей профессиональной карьеры — в 1984-м. Специально для него фирма разработала кроссовки Air Jordan, ставшие настолько успешными, что превратились в самостоятельный бренд.

Успеха достигла и дочерняя компания Nike — Jordan Brand. По сообщениям СМИ, в 2020 году ее доход вырос на 31% и составил 4,7 млрд долларов. По итогам сезона-2021/22 легендарный баскетболист получил более 10 млн долларов только в качестве процента от продажи футболок новичка «ПСЖ» Лионеля Месси. Air Jordan — технический спонсор парижского клуба.

Майкл также владеет сетями автосалонов, ресторанов, командой Germain Racing, участвующей в гонках NASCAR, и клубом НБА «Шарлотт». В 2015-м Джордан стал одним из первых инвесторов транснациональной корпорации по сбору и аналитике спортивных данных Sportradar. Полученную информацию она передает букмекерам, национальным и международным спортивным федерациям, а также СМИ. В 2021-м компания стала публичной и теперь оценивается примерно в 8 млрд долларов.

В 2018-м Джордан инвестировал 26 млн долларов в aXiomatic. Это материнская компания киберспортивной команды Team Liquid. Вскоре она вошла в тройку самых дорогих киберспортивных предприятий мира. В 2021 году Майкл вложил деньги в WatchBox — стартап, производящий элитные часы. После его инвестиции рыночная капитализация проекта выросла почти до 1 млрд долларов.

Леброн Джеймс

В июне 2022-го 4-кратный чемпион НБА стал миллиардером по версии Forbes. Баскетболист занимает седьмое место в рейтинге самых богатых спортсменов в истории и второе — среди действующих атлетов, уступая только Криштиану Роналду. Для того, чтобы развиваться в бизнесе, Леброн выбирает правильных друзей. В их число входит миллиардер Уоррен Баффет. Однажды легендарный инвестор заявил, что Джеймс великолепно ведет дела и многим стоило бы поучиться у него. Первые успешные вложения спортсмен сделал еще в 2008 году. Тогда он заключил сделку по продвижению наушников Beats в обмен на долю в 1%. В 2014 Apple купил эту компанию за 3 млрд, и Леброну досталось 30 млн долларов.

В 2011 году звезда НБА получил 2% акций английской команды «Ливерпуль». С тех пор их ценность возросла. А в марте 2021-го Леброн стал совладельцем одного из ведущих бейсбольных клубов США «Бостон Ред Сокс». В 2012 году Джеймс вместе с партнерами инвестировал в сеть пиццерий Blaze Pizza почти 1 млн долларов. В 2013-м он открыл два собственных ресторана в Чикаго и Майами, сейчас у него уже два десятка точек. Согласно данным ESPN, его доля составляет примерно 10%, а это от 35 млн до 40 млн.

В июне 2020-го Джеймс приступил к созданию своей медиаимперии. Лидер «Лейкерс» и его давний деловой партнер Маверик Картер основали компанию SpringHill Co, которая занимается созданием и распространением медиаконтента. Сообщается, что они привлекли 100 млн долларов в качестве инвестиций. Именно эта компания совместно с Warner Bros. сняла фильм «Космический джем: Новое поколение» с Леброном в главной роли.

Александр Овечкин

Овечкин стал звездой в Национальной хоккейной лиге с первого же сезона. В конце 2008-го он подписал с «Вашингтоном» самый дорогой контракт в истории лиги — 124 млн долларов за 13 сезонов. До этого ни один хоккеист не заключал соглашение на сумму больше 100 млн. В прошлом сезоне российский форвард вышел на третье место по количеству голов за карьеру в НХЛ (780).

Успехи в бизнесе 3-кратного чемпиона мира и обладателя Кубка Стэнли-2018 обсуждают не так часто, однако Александр работает и в этом направлении. В начале 2018-го стало известно о том, что Овечкин инвестирует в сеть пиццерий Papa John’s в России. Информацию подтвердил агент Александра, но сумму и его долю он не раскрыл.

В 2016-м в интервью Forbes Овечкин рассказал, что около 20% заработанных денег регулярно вкладывает в облигации американских компаний. В какие конкретно, решает его финансист — Игорь Ленда, которому Александр полностью доверяет. В ноябре 2017 года спортсмен создал и профинансировал патриотическое движение Putin Team в поддержку президента России Владимира Путина. Сейчас оно занимается в том числе и продажей одежды с аксессуарами.

Хабиб Нурмагомедов

В 2021 году бывший чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов в третий раз подряд возглавил рейтинг наиболее успешных российских знаменитостей по версии Forbes. Боец заработал 6 млн за свой последний поединок против американца Джастина Гэтжи в октябре 2020-го, после чего объявил о завершении карьеры. Это позволило Хабибу полностью сосредоточиться на своих бизнес-проектах.

В конце 2018 года Нурмагомедов стал лицом энергетического напитка Gorilla. В дальнейшем он купил за 1 млн долларов российскую лигу смешанных единоборств Gorilla Fighting Сhampionship, которую затем переименовал в Eagle Fighting Championship. «Орел» стал ее единоличным собственником. Промоушен проводит турниры не только в России и СНГ, но и в странах арабского мира и США.

В октябре 2020-го о сотрудничестве с Хабибом объявил американский бренд ручных часов Jacob & Co., результатом которого стала линия из четырех часов Khabib edition. В число других значимых проектов также вошли мобильное фитнес-приложение для тренировок OctaZone и протеиновые батончики от российской компании Fitroo. С 2019 года Хабиб занимается строительством собственных залов в Абу-Даби, Дубае, Лондоне и Москве.

Мария Шарапова

Экс-первая ракетка мира входит в пятерку теннисисток, которые получили больше всего призовых — россиянка заработала 38,7 млн долларов. А благодаря многочисленным спонсорским контрактам Мария долгое время возглавляла список самых высокооплачиваемых спортсменок планеты по версии Forbes. В конце 2011 года она зарегистрировала во Флориде собственную компанию по производству сладостей с названием, созвучным с ее фамилией, — Sugarpova.

Изначально россиянка вложила в бренд 500 тыс долларов. В кондитерскую коллекцию вошли 12 видов мармелада оригинального дизайна: от туфель до теннисных мячей и сложенных в улыбке женских губ. С 2012 по 2015 год компания специализировалась на производстве мармеладных сладостей, но затем начала производить и шоколадные конфеты. В 2013-м Мария была близка к тому, чтобы изменить свою фамилию на Sugarpova в преддверии US Open, но все же отказалась от этого. К 2019 году продукция компании начала продаваться в 32 странах мира, а оборот составил 20 млн долларов. Мария позиционирует свои сладости как премиальный продукт, поэтому и ценник у них выше, чем у аналогов.

━━━━━

Алексей Сыровежкин