«Буллинг — это беспомощность и страх»: почему дети травят других и что с этим делать
По статистике, каждый второй школьник сталкивается с травлей, а 70% так или иначе становятся свидетелями буллинга. Сильные потешаются над слабыми — по мнению многих, именно так выглядит школьная травля. Но все не так просто: оказывается, психология буллера и жертвы во многом схожа, а социальные роли определяет обстановка. В результате все участники травли неизбежно получают психотравмы, которые уносят с собой во взрослую жизнь. И единственными, кто может это предотвратить, становятся родители. PostNews обсудил проблему буллинга с создателями проекта «Территория безопасности» Анастасией и Максимом Берениными, которые много лет занимаются профилактикой школьной травли по всей России.
Что такое школьный буллинг?
М.Б.: Буллинг — это конфликт с неадекватной агрессией, в котором нет предмета или столкновения интересов. Основой травли становится именно нереалистичность конфликта и стремление обидчика сбросить внутреннее напряжение. Буллинг встречается в любых закрытых сообществах: на работе, в армии (дедовщина), в сети, но чаще всего, конечно, в школе.
А.Б.: Лучше говорить, что травля — одна из разновидностей конфликта. Важно не путать буллинг с троллингом, когда вроде бы все веселятся, но в какой-то момент дети видят, что обидели кого-то, и после извиняются либо перестают шутить. Но если дети вопреки этому продолжают троллить человека, потому что получают от этого удовольствие, то история обретает контуры сознательности и, следовательно, травли.
М.Б.: В нашей практике было такое, что дети в начальной школе подшучивали над своими одноклассниками, потому что им казалось, что человек забавно реагирует. Оттого они повторяли шутки раз за разом, искренне не понимая, что человеку на самом деле неприятно. Что самое интересное, они даже хорошо к нему относились и могли дружить. Мы называем такое явление бессознательной травлей.
Со временем буллинг превращается в неразрешимый конфликт. Буллер не может справиться со своей неуправляемой агрессией, а жертва не в силах рассказать о проблеме близким. Механизм коммуникации попросту замыкается. Но есть и хорошие новости: наша практика показывает, что уровень травли в школах из года в год снижается. Пик школьной травли по-прежнему приходится на 5-7 классы. В 10-11 классах буллинг почти всегда сходит на нет. При этом все чаще травля встречается во взрослых коллективах.
Почему дети начинают травить других?
М.Б.: Как ни странно, психологический портрет обидчика и жертвы во многом схожи. В человеке одновременно есть предпосылки к тому, чтобы стать и буллером, и жертвой. Буллер — как правило, человек, который не умеет за себя постоять. Иными словами, у него нет психологической твердости, эмпатии, поэтому он склонен к доминированию и агрессии.
Никто из детей не защищен от того, чтобы стать обидчиком или жертвой, потому что во многом это определяет коллектив, в который они попадают. Уже исходя из этого будет ясно, какую ролевую модель возьмет школьник. Еще причиной может стать обстановка в семье, где ребенка игнорируют, потакают ему или манипулируют его чувствами. Если мама внушает ребенку, что мир существует для его удобства, а все трудности обесцениваются, то чадо выходит из дома с полной уверенностью в своей неуязвимости.
А.Б.: Кроме того, ребенок может агрессивно себя вести именно в безопасной среде. Особенно когда он подвергается домашнему насилию или ему некомфортно находиться дома. Он приходит в коллектив с нейтральной или добродушной атмосферой и выплескивает накопившуюся злобу, которую сдерживает дома.
Бывали ситуации, когда ребенок превращался в буллера после смены коллектива. К примеру, спортсмена переводили в класс с умными ребятами, равнодушными к спорту. Тогда спортсмен, неудовлетворенный своей социальной несостоятельностью, начинает самоутверждаться за счет других. В этой истории было бы здорово, если бы учитель сублимировал сильную сторону обидчика во что-то полезное: предложил бы проводить зарядку по утрам или физкультминутки на переменах. Оттого так важно и родителям поддерживать личные успехи детей.
Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга?
М.Б.: Есть только один способ — поддерживать с ребенком доверительные отношения. Если их нет, то вряд ли ребенок расскажет вам о том, что его травят другие дети. Тревожный знак, когда он после использования компьютера всегда выходит из своих аккаунтов или занимается самоповреждениями.
А.Б.: Есть и другие косвенные признаки: ребенок не хочет ходить в школу, он замкнулся, перестал общаться с одноклассниками и делиться с вами новостями. Триггером для такого поведения может стать не только буллинг, но и другие серьезные проблемы, которые он не в состоянии решить. Нарушение сна, режима дня, испорченные и пропавшие после школы вещи — все это тоже потенциально говорит о травле.
Если в семье не сформировались доверительные отношения, то для того, чтобы понять, что происходит с ребенком, стоит обратиться к психологу — но не школьному. Жертвы буллинга не будут открываться людям, которые находятся внутри системы. К сожалению, очень много прецедентов, когда школьные психологи оказались не способны помочь жертвам буллинга.
Что делать дальше?
М.Б.: Для начала родителю стоит успокоиться самому. Половина опрошенных нами школьников заявила, что не расскажет о травле родителям, потому что им тяжело видеть переживания взрослых. Современные дети во многом стали родителями для своих родителей. Они оберегают их покой, поэтому не делятся своими проблемами. Часто родители, начитавшись много литературы о психологии, гипертрофированно реагируют на любую проблему.
Вне зависимости от того, какую роль играет ребенок в системе буллинга — агрессор, свидетель или жертва — прежде всего успокойте его: «Я люблю тебя таким, какой ты есть. Скорее всего, это не твоя вина, а просто беда, с которой мы разберемся вместе». Если ребенок стал жертвой буллинга и вы понимаете, что он сам не справится, то нужно как можно скорее действовать. Спросите у него, кто еще пострадал от этого, были ли свидетели, принимались ли какие-то меры в школе.
А.Б.: После этого проверьте достоверность информации. Если все подтвердилось, то с собранными доказательствами сначала отправляйтесь к классному руководителю. С одними достаточно поговорить о чувствах ребенка, с другими следует использовать более продуманные методики. Объясните учителю, что дальнейшая травля ребенка, скорее всего, язвой распространится по всему классу и навредит репутации педагога. Мудрый учитель пойдет навстречу и обсудит проблему с классом.
Если педагог проигнорирует просьбу, то нужно идти к завучу, потом к директору. В случае если и они бессильны или не заинтересованы в решении проблемы, то смело пишите в Департамент образования и в Комиссию по делам несовершеннолетних. В результате родителей буллеров могут оштрафовать за неисполнение родительских обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Это, в свою очередь, грозит дальнейшим ограничением в родительских правах.
Есть другой, более безобидный и, по опыту, эффективный способ — привлечь к проблеме одноклассников. Расскажите им, насколько несправедливы издевательства над вашим ребенком, и попросите его защитить, когда возникнет такая необходимость. Группе людей всегда проще противостоять обидчику. В безвыходной же ситуации правильным решением будет поменять школу.
Почему буллинг — серьезная проблема?
А.Б.: В отличие от остальных конфликтов, буллинг влияет на весь коллектив: страдает не только жертва, но и сам обидчик, а также наблюдатели, которые не в силах помочь. Они чувствуют себя виноватыми и борются с угрызениями совести. В целом, буллинг — это про поколенческое формирование у коллектива ощущения беспомощности, ущемленное чувство справедливости и страх показать себя.
Мы знаем, что буллинг может серьезно травмировать жертв. Хотя есть дети, которые находят в себе силы справиться с этим испытанием и вырастают уверенными в себе людьми. Но чаще всего ребенок теряет уверенность, ему сложно проявлять себя во взрослой жизни, доверять и открываться окружающим. Чтобы преодолеть психотравму, в будущем человеку понадобится немало ресурсов. А, возможно, он вообще не сможет себя проявить в полную силу.