Ryoji Iwata/Unsplash
Ryoji Iwata/Unsplash

Каскад доступности: почему то, о чем все говорят, становится истиной?

Этот феномен используют пропагандисты и маркетологи

Бывает такое, что вы на веру принимаете тот или иной факт: например, в один день мама, дедушка, друг и начальница сказали, что скоро из магазинов исчезнет сахар, так как поговаривают, что его перестанут ввозить из Бразилии. Вы вряд ли пойдете искать источник данного убеждения: скорее, вы поспешите купить ценный подсластитель, пока его еще можно достать. Однако почему так происходит? Неужели то, о чем говорит большинство, всегда правдиво? Разбираемся.

В основе лежит информационный каскад

Люди — социальные существа: мы редко принимаем решения изолированно. Чаще всего мы наблюдаем за поведением других и берем с них пример.

Однако мы редко знаем о том, что привело того или иного человека к данной позиции или убеждению: нам доступен только видимый результат. То есть люди повторяют друг за другом, основываясь исключительно на вере в чужую правоту: за одним скопируют двое, за двумя четверо, за ними еще семеро и так до бесконечности.

Другими словами, происходит лавинообразный каскад информации. Каноничным примером выступают финансовые биржи: только часть брокеров принимают решения, основанные на анализе рынка и экономическом положении. Остальные попросту покупают те акции, которые популярнее сейчас: это приводит к тому, что компания, которая до этого не знала, как разобраться с долгами, вдруг начнет зарабатывать баснословные деньги. И все потому, что лидер мнений случайно нажал кнопку «купить».

Таким образом, подобная цепная реакция действительно может изменить существующую действительность. Те же алгоритмы работают и с модой, и с политикой, и с трендами.

Что же такое каскад доступности?

Это частный случай описанного выше явления, в котором причина распространения и нарастания ажиотажа вокруг той или иной информации кроется в ее доступности. Те, кто пропагандируют определенную точку зрения, не всегда обладают достаточными знаниями о феномене и обуславливают свою веру тем, что «повсюду об этом говорят». Таким образом, люди постепенно подхватывают распиаренную идею, делая ее еще более массовой. Следовательно, каскад доступности — это самоподдерживающийся процесс усиления коллективных убеждений за счет повторения их трансляции в публичном поле.

Каноничным примером служит событие 1979 года в американском городе Лав-Канал: сильные ливни размыли склад токсичных отходов. Это привело к тому, что всюду распространился неприятный запах, а также к тому, что питьевая вода загрязнилась.

Социальные и экологические активисты раздули шумиху: вскоре об этом узнал каждый. Государство же выделило огромную сумму для того, чтобы очистить регион и переселить людей в другие благополучные районы.

Проблема заключалась в том, что ученых, которые заявляли о том, что опасность преувеличена, игнорировали. Таким образом, нельзя с уверенностью сказать, что эти баснословные деньги были потрачены на что-то действительно нужное.

Как это используют?

Существуют люди, которые применяют данный феномен себе во благо: предприниматели доступности. С его помощью они продвигают информацию. Например, пиарщики, которые должны повысить продажи продукта, или пропагандисты, которым необходимо убедить в чем-то народ.

Они подают информацию так, чтобы она была доступной, легкой для распространения, а также, если это ложь, таким образом, чтобы ее нельзя было проверить. Такие люди стараются очистить инфополе от альтернативных точек зрения и полностью заполонить его нужной идеей. Тогда у человека не будет причин усомниться в правдивости того или иного утверждения, что приведет к тому, что правильная для режима позиция укоренится в общественном сознании.

Таким образом, то, о чем все говорят — не всегда истинно. Постарайтесь проанализировать ситуацию и найти источники, которые запустили массовую истерию. Но сохраняйте бдительность: кто знает, сколько негативных комментариев было удалено, а ложных исследований размещено.