
Как хирурги пересаживают органы умерших? И как стать посмертным донором?
Недавно хирурги из испанской Университетской больницы Ла-Пас в Мадриде провели первую в мире операцию 13-месячной девочке по пересадке кишечника от мертвого человека. Испания — мировой лидер по трансплантации органов: до 40 доноров на 1 млн населения в год. Но даже несмотря на это, добровольцев не хватает как в Испании, так и в России. Рассказываем, как организованы подобные операции.
Как стать донором посмертно?
В России действует презумпция согласия на посмертное донорство. Это значит, что после смерти каждый человек становится потенциальным донором. Но только в том случае, если при жизни он не оформил официальный письменный отказ. Его могут предоставить и близкие родственники или законный представитель.
Для изъятия органов у погибшего ребенка требуется обязательное согласие его родителей. В то же время органы умерших детей-сирот, детей из неблагополучных семей, а также неустановленных личностей не могут использоваться ни при каких обстоятельствах.
Несмотря на то, что по-прежнему существуют мифы о криминальной продаже органов, подтверждений тому до сих пор не обнаружено. Законодательство РФ в этой сфере очень строгое: коммерческое донорство запрещено.
Жизнеспособные органы и ткани от уже умершего человека способны спасти еще живых тяжело больных. Главное условие: человек может стать донором после смерти, если при жизни у него не было серьезных сопутствующих или онкологических заболеваний.
В большинстве случаев возраст не ограничивает желающих. Бывали случаи пересадки сердца от 70-летних добровольцев.
Что делать, если я хочу стать посмертным донором, но мои родственники точно напишут отказ?
Вы сами можете распорядиться этим желанием.
Согласно закону, совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме выразить желание о согласии или несогласии на изъятие органов после смерти.
Эта информация вносится в медицинскую карту пациента. В ином случае решать за вас будут родственники.
С 2013 года идет работа над поправками в закон о донорстве. Например, обсуждается возможность появления отметки о согласии/несогласии на трансплантацию в водительских правах.
Сколько хранятся органы после смерти?
Диагноз «смерть мозга» выносится на основании гибели головного мозга при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Другими словами, органы все еще продолжают работать.
После констатации смерти процесс контролирует трансплантационный координатор. Его задача состоит в том, чтобы синхронизировать действия всех задействованных медицинских специалистов.
От посмертного донора можно пересадить легкие, печень, поджелудочную железу и кишечник, а также отдельные ткани — роговицу, кожу, некоторые сосуды и клапаны сердца. Но если человек умирает от инфаркта, его сердце не подойдет в качестве органа, который можно пересадить. А вот почки использовать уже можно.
После констатации смерти мозга существует период наблюдения в шесть часов (чтобы установить диагноз наверняка). По истечении этого периода, если умерший расценивается как донор, начинается операция по изъятию.
После этого органы должны быть как можно скорее доставлены в учреждение, где будет проведена трансплантация. Срок жизни органов вне тела очень ограничен: для почки — сутки, для печени — 12 часов, для сердца или легких — шесть часов. При этом процедура изъятия органов у умершего никак не влияет на сроки погребения.
Как обстоят дела с донорством в России?
Россия не входит в число стран-лидеров по пересадкам органов. Но с каждым годом в стране увеличивается количество людей, нуждающихся в трансплантации. За 2019 год было выполнено 1473 пересадки почки, 584 — печени, 337 — сердца и 25 — легких. За прошедший десяток лет число трансплантаций выросло в четыре раза. Однако могло быть и больше — рост практики сдерживает нехватка органов. Трансплантационные центры есть только в 32 из 85 регионов России.
Как отмечает главный внештатный трансплантолог Минздрава России, Сергей Готье, дефицит органов в России искусственный. Другими словами, для того, чтобы обеспечить пациентов в листе ожидания органами, нужно развивать программы донорства в регионах и информировать население о такой возможности.
Вдобавок в России нет единого федерального листа ожидания. В каждой больнице — свой. И это тоже проблема.
В России возможна пересадка доли печени от кровных доноров. До пандемии в стране ежегодно проводилось до 80 подобных пересадок детям. Это сделало Россию европейским лидером этого раздела трансплантологии. Большее количество добровольцев могло бы увеличить число спасенных жизней.
━━━━━
Анастасия Дегтярева