В России стало больше геймеров. Как в стране развивается игровая индустрия?
Из-за санкций российская игровая индустрия столкнулась с трудностями — цифровые магазины отказываются принимать оплату банковскими картами и сотрудничать с отечественными издателями. 2 ноября эти и другие проблемы обсудили в Общественной палате РФ во время круглого стола на тему «Российский геймдев: перспективы развития отрасли». Собрали главное, о чем там говорили.
Видеоигры в России
Аналитики прогнозируют, что мировой рынок игр принесет около 200 млрд долларов в 2022 году — это доходы от консолей, ПК и мобильных устройств. Половина из этих денег приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, а 2% — на Россию.
По данным аналитического центра национального агентства финансовых исследований (НАФИ), 60% россиян от 18 лет и старше играют в видеоигры регулярно или эпизодически. Четыре года назад об увлечении геймингом рассказывали только 18% опрошенных.
Проблемы
Многие крупные игровые компании приостановили продажи своих продуктов в России. Это сделали PlayStation, Xbox, Nvidia, Ubisoft, EA, Take-Two и другие. Крупнейший цифровой магазин Steam перестал принимать оплату российскими картами. Теперь пользователи из РФ ищут альтернативные способы пополнить счет. Один из популярных вариантов — покупка игр через конвертацию рублей в тенге.
С российскими издателями отказываются сотрудничать другие магазины. Это стимулировало разработчиков искать издателей в России. Также геймдизайнерам стало сложно из-за того, что они не могут оплатить лицензии на профессиональные инструменты. Сейчас они переходят на отечественные программы и сервера.
У нас появился IT-специалист, который все это наладил на нашей российской базе. Мы подстраиваемся под те сложности, которые возникают, чтобы довести разработку до конца.
一 Михаил Кудрявцев, Глава игровой студии NorllinaРоссийской индустрии видеоигр не хватает разработчиков — режиссеров, инженеров, продюсеров, сценаристов. А некоторые квалифицированные кадры не получают льготы как IT специалисты — многие учились разработке сами, у них нет профильного высшего образования.
Еще одна проблема — отношение россиян к видеоиграм. Несмотря на то, что в стране много геймеров, 72% граждан считают это увлечение вредным для здоровья (согласно исследованию НАФИ). В основном негативную оценку давали те, кто сами активно не играют.
Развитие индустрии в стране
Государство поддерживает российский геймдев: с 2021 года АНО «Институт развития интернета» («ИРИ») помогает разработчикам и выделяем им гранты. В вузах появляется больше бюджетных мест по IT-специальностям и открываются новые направления. В школах проводятся занятия для повышение цифровой грамотности у учащихся старших классов.
В Общественной палате РФ обсудили, как еще можно помочь разработчикам. На встрече собрались юристы, представители геймдева, бизнеса, вузов и Министерства экономического развития страны. Они затронули эти темы:
• Стоит увеличить количество бюджетных мест по IT-специальностям и делать проекты для привлечения молодежи в отрасль.
• Для видеоигр в России могут ввести возрастную маркировку. Это хотят сделать так, чтобы избежать ненужных ограничений и не навредить разработчикам.
• Роскомнадзор обсуждает необходимость законодательного регулирования видеоигр. Есть идеи приравнять к собственности аккаунты геймеров или игровые предметы. Однако разработчики сомневаются в этих мерах — это может сильно ограничить их работу и отпугнуть зарубежных издателей. Вопрос еще будет обсуждаться.
• После ухода иностранных компаний нужно наладить выпуск игр российскими разработчиками. Один из создателей World of Tanks Вячеслав Макаров предложил отечественным геймдизайнерам сделать онлайн-проекты, которые стабильно приносили бы доход. Полученные деньги дальше можно использовать для финансирования других игр.
• Экспортировать российских видеоигры прежде всего стоит в Азию, где половина оборота всей индустрии.
• Cтоит поощрять грантами разработчиков, которые выпускают игры для отечественных цифровых магазинов, как VK Games Store. Маркетинг на российских площадках пока не окупается, поэтому авторам нужно помочь.
• Для развития российского киберспорта нужны отечественные игры. Впервые об этом говорил президент федерации киберспорта Дмитрий Смит во время форума «Россия — спортивная держава» в сентябре.
К сожалению, получается так, что большинство игр принадлежат западным компаниям. И поэтому сейчас еще одна очень важная задача, которая стоит не столько даже перед нашей федерацией, а в целом перед нашим государством — это создание своих достойных игровых предложений.
一 Дмитрий Смит, Президент Российской федерации киберспорта• В киберспорте тоже есть потребность в высококвалифицированных специалистах. Интерес к дисциплине и ее положительное восприятие обществом растет: в 2018 году только 14% россиян посчитали правильным признать киберспорт видом спорта, а в 2022-м это сделали уже 45% граждан.
• В стране пока сохраняется отрицательное восприятие видеоигр в целом. Это происходит из-за того, что положительные новости об индустрии почти не выходят за пределы тематических СМИ, в то время как негативные события обсуждают массово.
• Представители геймдева просят увеличить срок грандов. Создатели игры «Тартария: Забытая быль» рассказали, что получили от «ИРИ» помощь на полтора года, но для разработки им нужно в два раза больше времени.
• Разработчикам нужна помощь от государства для того, чтобы выходить на иностранные конференции и выставки, во многом благодаря которым развивается зарубежный геймдев.
• Студии просят субсидии, чтобы приглашать иностранных специалистов, которые занимались бы проектами и обучением новых кадров.
• Разработчики предлагают приравнять игровые студии к IT-компаниям, чтобы сотрудникам было проще получать льготы.