Omid Armin/unsplash.com
Omid Armin/unsplash.com

В России стало больше геймеров. Как в стране развивается игровая индустрия?

Отечественный геймдев столкнулся с проблемами из-за санкций, но их решением уже занимаются

Из-за санкций российская игровая индустрия столкнулась с трудностями — цифровые магазины отказываются принимать оплату банковскими картами и сотрудничать с отечественными издателями. 2 ноября эти и другие проблемы обсудили в Общественной палате РФ во время круглого стола на тему «Российский геймдев: перспективы развития отрасли». Собрали главное, о чем там говорили.

Видеоигры в России

Аналитики прогнозируют, что мировой рынок игр принесет около 200 млрд долларов в 2022 году — это доходы от консолей, ПК и мобильных устройств. Половина из этих денег приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, а 2% — на Россию.

По данным аналитического центра национального агентства финансовых исследований (НАФИ), 60% россиян от 18 лет и старше играют в видеоигры регулярно или эпизодически. Четыре года назад об увлечении геймингом рассказывали только 18% опрошенных.

Проблемы

Многие крупные игровые компании приостановили продажи своих продуктов в России. Это сделали PlayStation, Xbox, Nvidia, Ubisoft, EA, Take-Two и другие. Крупнейший цифровой магазин Steam перестал принимать оплату российскими картами. Теперь пользователи из РФ ищут альтернативные способы пополнить счет. Один из популярных вариантов — покупка игр через конвертацию рублей в тенге.

С российскими издателями отказываются сотрудничать другие магазины. Это стимулировало разработчиков искать издателей в России. Также геймдизайнерам стало сложно из-за того, что они не могут оплатить лицензии на профессиональные инструменты. Сейчас они переходят на отечественные программы и сервера.

У нас появился IT-специалист, который все это наладил на нашей российской базе. Мы подстраиваемся под те сложности, которые возникают, чтобы довести разработку до конца.

Михаил Кудрявцев, Глава игровой студии Norllina

Российской индустрии видеоигр не хватает разработчиков — режиссеров, инженеров, продюсеров, сценаристов. А некоторые квалифицированные кадры не получают льготы как IT специалисты — многие учились разработке сами, у них нет профильного высшего образования.

Еще одна проблема — отношение россиян к видеоиграм. Несмотря на то, что в стране много геймеров, 72% граждан считают это увлечение вредным для здоровья (согласно исследованию НАФИ). В основном негативную оценку давали те, кто сами активно не играют.

Развитие индустрии в стране

Государство поддерживает российский геймдев: с 2021 года АНО «Институт развития интернета» («ИРИ») помогает разработчикам и выделяем им гранты. В вузах появляется больше бюджетных мест по IT-специальностям и открываются новые направления. В школах проводятся занятия для повышение цифровой грамотности у учащихся старших классов.

В Общественной палате РФ обсудили, как еще можно помочь разработчикам. На встрече собрались юристы, представители геймдева, бизнеса, вузов и Министерства экономического развития страны. Они затронули эти темы:

•‎ Стоит увеличить количество бюджетных мест по IT-специальностям и делать проекты для привлечения молодежи в отрасль.

•‎ Для видеоигр в России могут ввести возрастную маркировку. Это хотят сделать так, чтобы избежать ненужных ограничений и не навредить разработчикам.

•‎ Роскомнадзор обсуждает необходимость законодательного регулирования видеоигр. Есть идеи приравнять к собственности аккаунты геймеров или игровые предметы. Однако разработчики сомневаются в этих мерах — это может сильно ограничить их работу и отпугнуть зарубежных издателей. Вопрос еще будет обсуждаться.

•‎ После ухода иностранных компаний нужно наладить выпуск игр российскими разработчиками. Один из создателей World of Tanks Вячеслав Макаров предложил отечественным геймдизайнерам сделать онлайн-проекты, которые стабильно приносили бы доход. Полученные деньги дальше можно использовать для финансирования других игр.

•‎ Экспортировать российских видеоигры прежде всего стоит в Азию, где половина оборота всей индустрии.

•‎ Cтоит поощрять грантами разработчиков, которые выпускают игры для отечественных цифровых магазинов, как VK Games Store. Маркетинг на российских площадках пока не окупается, поэтому авторам нужно помочь.

•‎ Для развития российского киберспорта нужны отечественные игры. Впервые об этом говорил президент федерации киберспорта Дмитрий Смит во время форума «Россия — спортивная держава» в сентябре.

К сожалению, получается так, что большинство игр принадлежат западным компаниям. И поэтому сейчас еще одна очень важная задача, которая стоит не столько даже перед нашей федерацией, а в целом перед нашим государством — это создание своих достойных игровых предложений.

Дмитрий Смит, Президент Российской федерации киберспорта

•‎ В киберспорте тоже есть потребность в высококвалифицированных специалистах. Интерес к дисциплине и ее положительное восприятие обществом растет: в 2018 году только 14% россиян посчитали правильным признать киберспорт видом спорта, а в 2022-м это сделали уже 45% граждан.

•‎ В стране пока сохраняется отрицательное восприятие видеоигр в целом. Это происходит из-за того, что положительные новости об индустрии почти не выходят за пределы тематических СМИ, в то время как негативные события обсуждают массово.

•‎ Представители геймдева просят увеличить срок грандов. Создатели игры «Тартария: Забытая быль» рассказали, что получили от «ИРИ» помощь на полтора года, но для разработки им нужно в два раза больше времени.

•‎ Разработчикам нужна помощь от государства для того, чтобы выходить на иностранные конференции и выставки, во многом благодаря которым развивается зарубежный геймдев.

•‎ Студии просят субсидии, чтобы приглашать иностранных специалистов, которые занимались бы проектами и обучением новых кадров.

•‎ Разработчики предлагают приравнять игровые студии к IT-компаниям, чтобы сотрудникам было проще получать льготы.