От Балабанова до Финчера: 5 фильмов, которых бы не было без «Таксиста» Скорсезе
17 ноября американскому режиссеру, сценаристу и продюсеру Мартину Скорсезе исполнилось 80 лет. Скорсезе снимает фильмы уже более полувека: за это время он успел стать одним из флагманов «Нового Голливуда», сформировать новое лицо гангстерского кино и подарить миру культовую картину «Таксист».
Драма про бывшего военного Трэвиса Бикла (Роберт Де Ниро), который не может найти свое место в обычном мире, разделила киноиндустрию на «до» и «после» и вдохновила множество молодых авторов на создание собственных проектов. По случаю юбилея режиссера мы решили вспомнить пять фильмов, сценарий и атмосфера которых так или иначе перекликаются с шедевром Скорсезе.
«Бойцовский клуб», 1999
Фильм Дэвида Финчера по мотивам одноименного романа Чака Паланика рассказывает историю рядового клерка в исполнении Эдварда Нортана, который мечтает вырваться из потребительского мира «белых воротничков». Герой встречает харизматичного продавца мыла Тайлера Дердена (Брэд Питт) — он придерживается философии саморазрушения и помогает мужчине обрести себя, полностью погрузившись в насилие и хаос.
Персонаж взял так много от Трэвиса Бикла, что порой хочется назвать фильм вольным ремейком «Таксиста». Оба героя социопаты средних лет, они явно страдают психическими расстройствами, испытывают проблемы со сном и женщинами (которые при этом о них заботятся), а в итоге сходят с ума. Герои радикальным образом борются с системой и пытаются изменить мир, но насколько их идеи оправданы — вопрос открытый.
«Джокер», 2019
Психологический триллер Тода Филлипса повествует о жизни Артура Флека (Хоакина Феникса). Страдающий от неврологического расстройства мужчина ухаживает за больной мамой, безуспешно работает клоуном и мечтает стать профессиональным стендап-комиком. Он регулярно сталкивается с неоправданной человеческой жестокостью и в один момент понимает, что будет бороться со злом его же методами.
Авторы «Джокера» заметно вдохновлялись фильмом Скорсезе, что видно не только по депрессивной атмосфере и похожим героям, но и по конкретным отсылкам. Сцена, где Флек подстреливает обидчиков в метро, напоминает бойню Трэвиса в борделе, а в другом эпизоде Артур, точь-в-точь как и Трэвис, играется с пистолетом. Символично еще и то, что кумир Джокера — ведущий вечернего шоу Мюррей Франклин, которого играет Роберт Де Ниро.
«Брат», 1997
События картины Алексея Балабанова разворачиваются в криминальной России 1990-х годов. По сюжету Данила Багров (Сергей Бодров-младший) возвращается из армии в свой небольшой город, но позже по совету матери уезжает в Санкт-Петербург, где живет его старший брат Виктор (Виктор Сухоруков), который стал наемным убийцей. Виктор просит Данилу помочь ему в небезопасном деле, ну а что было дальше — вы и сами знаете.
Несмотря на сюжетные различия, герой Балабанова отчетливо напоминает Трэвиса Бикла — он тоже вернулся с войны и теперь вынужден искать свое место в мегаполисе. Багров, как и Бикл, консервативен, немногословен, и по-своему тоже страдает ПТСР. Оба фильма прекрасно передают картину эпохи своей страны, показывая бандитизм, нищету и разруху в настолько разные, но чем-то похожие времена.
«Рэмбо: Первая кровь», 1982
«Рэмбо: Первая кровь» режиссера Теда Котчеффа — это каноничный боевик про ветерана вьетнамской войны Джона Рэмбо (Сильвестр Сталлоне), который в попытках отыскать своих сослуживцев начинает войну с местным шерифом Уиллом Тизлом (Брайан Деннехи). Картина продолжила тему послевоенного синдрома и вызвала множество споров на тему того, можно ли считать Рэмбо положительным персонажем — ведь несмотря на благие цели он убил десятки человек.
Возможно, параллель между «Таксистом» и достаточно прямолинейным боевиком со Сталлоне прослеживается не сразу. Однако если поближе взглянуть на характеры персонажей, то становится ясно — в воображаемом кроссовере они бы могли подружиться. Рэмбо, как и Бикл, прошел Вьетнам, он такой же неконтролируемый, а его единственный способ справляться с трудностями — это бесконтрольное насилие.
«Тебя никогда здесь не было», 2017
Триллер шотландской режиссерки Линн Рэмси показывает непростую судьбу мужчины по имени Джо (и снова Хоакин Феникс). Герой-одиночка и по совместительству бывший военный берется за разного рода задания и жестоко расправляется с нехорошими людьми по заказу. Однажды он решается расследовать пропажу маленькой девочки, но когда спасает ее, узнает, что за похищением стоят влиятельные люди, с которыми непременно нужно справиться.
Слоган фильма гласил, что «Тебя никогда здесь не было» — это «Таксист XXI века», и в каком-то смысле так оно и есть. В центре сюжета в очередной раз жестокий экс-военный в городских джунглях, пытающийся спасти девушку из борделя (только при немного других обстоятельствах). Как и в «Таксисте», атмосфера картины достаточно гнетущая, а психически неустойчивый ветеран вызывает самые неоднозначные чувства.
━━━━━
Никита Прунков