Daniel Norin/unsplash.com
Daniel Norin/unsplash.com

«Было очень неправильно мешать тренеру»: интервью Юрия Бабина после увольнения из «Амкала»

Наставник разобрал матч «Амкал» — 2Drots и рассказал, останется ли он работать в Медиалиге

Юрий Бабин возглавил «Амкал» 10 сентября, а спустя два месяца владелец команды Германа Эль Класико расстался с тренером. Мы поговорили с наставником сразу после игры «Амкал» — 2Drots (3:4) в четвертьфинале Медиалиги. Специалист разобрал причины поражения бывшего клуба и проанализировал свою отставку.

— Вы написали, что это тактически полностью слитый матч. Как считаете, какие именно ошибки допустил тренерский штаб и Вася Маврин?

— Главную ошибку он допустил до своего назначения. Было очень неправильно мешать работать тренеру. Когда я пришел, то еще не влился в медийную движуху. Естественно, я не знал всех ребят. У меня был новый тренерский штаб, я старался с каждым сработаться и ни одного человека не поменял. Не говорю, что мне нужно было помогать, но как минимум хотя бы не мешать. Это была его главная ошибка.

Что конкретно было не так в этом матче? Принципиально новая схема, которую футболисты раньше не использовали за два месяца при работе со мной. Было очень мало времени, чтобы ее наиграть. Многие футболисты оказались на новых позициях. Естественно, те, за кем я ежедневно следил и наигрывал, в этой встрече были в неоптимальных сочетаниях. Это повлияло на количество привозов. За предыдущие 8 матчей под моим руководством не было столько привозов, сколько в этой игре. Понятно, соперник оказывал давление и вынуждал ошибаться. Но я связываю ошибки с расстановкой и непривычными сочетаниями на поле.

Было слишком много экспериментов для матча такого уровня. Все то, что мы наигрывали два месяца, сегодня не могло проявиться. Но были и хорошие моменты. В конце включились, озверели и проявили амкаловский характер. Плюс концовки всегда были за нами.

Если вы посмотрите на два последних месяца, то мы сильно играли концовки, переламывали матчи и одерживали волевые победы. Это характерная черта, которую я себе не приписываю. Однако я тоже над этим работал, чтобы это усилить.

У «Амкала» сильный командный дух и победные традиции. Очень понравился гол, когда на эмоциях после второго пенальти Сеня отобрал мяч, Дуб поборолся и Кузя замкнул.

Еще отмечу, что обе команды не перешли грань — сохранили напряжение и атмосферу дерби, но не свалились в грязь. Остался фокус на футболе. Не было больших пауз, которые убили бы впечатление. Это очень здорово.

— Как думаете, почему Маврин сделал столько изменений?

— Не знаю и не хочу выдумывать. Я уже не в команде и не видел тренировочный процесс эти две недели. Не берусь что-то утверждать и аргументировать решения. Его нужно спросить, он это как-то объяснит. Последние месяцы мы прорабатывали определенные вещи, футболисты были сыграны на своих позициях. Был план, как мы выходим из обороны и как завершаем атаки. А во время матча с дротами многие играли не на своих позициях, поэтому вот такой результат.

— Есть мысли о том, что если бы вы сейчас были тренером, то «Амкал» мог бы победить?

— Я не буду так говорить, но я полностью уверен в том плане и той кропотливой работе, которая велась с командой. Все шаг за шагом готовилось под плей-офф — физподготовка, работа с вратарями, оборонительные действия, сыгранность отдельных звеньев, замены.

По заменам я себе и тренерскому штабу смело могу поставить самый высокий балл. Из всех зон ответственности наставника я считаю, что здесь была проделана самая качественная работа. Практически в каждом матче игроки забивали или делали голевые передачи, выходя с замен. Почти всегда по ходу встреч удавалось усиливать игру. Футболисты основы тоже попадали в игру и органично смотрелись в команде.

Подчеркну, что не была использована работа нашего тренерского штаба, которую мы провели, когда готовили команду к плей-офф. Мою работу перечеркнули совершенно новыми идеями. С этой точки зрения мне было тяжело смотреть игру.

— Многие игроки говорили, что с вами не получилось найти химию. Как считаете, в чем была причина?

— Я еще обдумываю и анализирую, что сделал не так, какие вещи можно было сделать лучше. Я максимально требователен к себе. На мне большая ответственность за то, что происходило с командой. Может, стоило собраться с командой в неформальной обстановке. Может, нужно было раньше принимать жесткие решения в плане игроков и членов тренерского штаба. Я никогда не буду винить только одного человека, тем более одного футболиста.

Сначала я хотел разобраться изнутри, кто как относится и кто как играет. После первых косяков я не рубил с плеча. Приведу пример с тем же доктором. В комментариях многие писали о том, что нужно было просто выгнать человека и все. Можно согласиться, что это было абсолютно некорректное поведение. Но я поговорил с ним, и это больше не повторялось. Я был максимально открыт, чтобы с каждым сработаться. Пришлось только убрать Кашая, но в этой ситуации было полное согласие тренерского штаба и Германа. Мы приняли решение коллективно.

Я не скрываю, что были моменты, когда все делалось не так, как я требовал — не сразу и недостаточно качественно. Игроки это чувствуют. Им тоже мешает, когда кто-то не выполняет требования тренера, потому что он особенный или имеет другое мнение.

Конечно, в команде многие могут быть недовольны. У нас топ-клуб, 30 человек и все достойны выходить на поле. У нас даже медийные футболисты очень сильные. Но на поле только 11 мест. Только из-за этого фактора невозможно сделать всех счастливыми. Для химии нужно было перетерпеть этот период. Тогда все было бы нормально.

— После того, как вы дали интервью, много игроков «Амкала» публично вас раскритиковали. А были те, кто поддержал? Кто после увольнения написал вам и поблагодарил за работу?

— Были игроки, которые в личке поддержали. Не скажу, что их было много. Но нужно понимать, что игроки в зависимом состоянии. Когда новым тренером стал друг руководителя команды, то какой у них выбор? Они понимают, что нужно поддержать нового наставника. Я их не обвиняю.

Наш состав стабилизировался пять недель назад. Тогда я начал с ним нормально работать. Это факт. Ребята не успели полностью понять и прочувствовать все идеи. Но некоторые вещи уже работали — игра первым номером, контроль мяча. Многие игроки прогрессировали, я ими доволен.

— Можете рассказать, кто написал и поблагодарил вас?

— Не буду этого делать, это личное. Вообще в плане принципов на многие вещи в Медиалиге забивают. Медийность — это одно, а когда разговоры из лички переносятся в публичное пространство без обсуждения с человеком — это максимально некорректно и недостойно.

— В комментариях некоторые писали, что Федос был предвзят и необъективен по отношению к вам во время интервью. Согласны с этим?

— Я хорошо отношусь ко всем игрокам, даже к тем, кто не сумел понять плюсы моего подхода. Это нормально. Не буду критиковать Федоса. Тем более, он там был в роли ведущего, а не игрока «Амкала». Возможно, у него была своя задача. Не могу его осуждать.

Мне просто хочется больше объективности и взвешенных мнений. Это глобальное пожелание всем журналистам и ведущим. Не бывает только черного и белого. Даже о матче «Амкал» — 2Drots я сказал много положительных вещей.

Мне в том интервью немного не хватило объективности, да. Федос — один из игроков, который за два месяца моей работы максимально прибавил. Он очень хорошо играл и тащил. Я благодарен ему за это. Все четыре матча при мне он провел качественно. В первую очередь это его заслуга, но я припишу это и нашему тренерскому штабу. Вратарская линия у нас была в порядке. Это только один пример взвешенного рассуждения. Считаю, что Федос тоже мог бы найти много плюсов в моей работе.

— После выпуска того видео многие предъявили вам претензии. Давайте разберем несколько. Первая — вы не умеете работать с яркими игроками, думая, что они идут с вами на конфликт.

— Это Алекс Стиль говорил?

— Да, и Маврин озвучивал эти слова.

— Я считаю, что это не так. Приведу пример. У меня в команде играл футболист «Зенита» и сборной России — Алексей Сутормин. Никаких проблем у нас не было. У меня выступали футболисты сборной Казахстана. Я прошел 8 лет интенсивного тренерского опыта, работая с очень интересными игроками и яркими характерами. Получалось же. Иногда не выходит. Бывают трения, но такое случается в любом коллективе и у любого тренера.

— Еще одна претензия: вам стоило поставить на место Рыженко в том моменте, когда он при команде ответил вам с матом. Это выглядело бы авторитетно для игроков.

— У каждого тренера есть свой стиль. Уже забыл об этом моменте. Посмотрел видео, когда оно всплыло. Считаю, что я абсолютно правильно и достойно поступил тогда. Дождался фокуса всех игроков на мои слова и не разжигал конфликт. Это было в раздевалке на «Открытие Арене» перед важным матчем с ФК «10». То, как поступил доктор, все сами видели. Если бы это повторилось, то последовали бы уже жесткие и конкретные санкции.

У меня были ошибки в «Амкале», но не в плане поведения. Тренер должен быть примером отношения друг к другу. Считаю, что я им был. Я не давил на игроков, публично их не задевал.

— Третья претензия как раз от доктора. Он написал, что вы пытались искусственно заработать авторитет штаба или Германа, а непопулярные решения должен был принимать именно Герман.

— Нужна конкретика. Если бы я его выставил тогда за дверь, то вот это было бы искусственно. Здесь вообще не согласен с ним. Что я делаю искусственно?

— Он написал, будто вы говорили так: «Ой, у Германа есть неприкасаемые, ой, игроки могут что-то писать у себя в соцсетях, ой, Кашаева убирал не я вообще (ложь)».

— Я за каждое свое слово отвечаю. Если я увижу, что я оговорился, то я это признаю. Ложь в чем? У нас было часовое собрание, мы все вместе это обсуждали. Было человек восемь — тренерский штаб, Герман и док там тоже был. Некоторые воздержались, но большая часть тренерского штаба и я были за то, чтобы расстаться с Кашаем. Где ложь?

— С претензиями разобрались. Какие у вас карьерные планы сейчас?

— Я сейчас веду курс для начинающих тренеров 8х8. У меня в этом большой опыт. Ищу новый вызов, где я смогу реализовать свои тренерские амбиции. Готов к интересным предложениям.

— Хотели бы остаться в медиафутболе?

— Да, это одна из интересных возможностей. Наш тренерский штаб шел к тому, чтобы медийной была игра нашей команды. У меня весь фокус был на этом. Хотелось сделать игру «Амкала» максимально яркой. Когда состав уже стабилизировался и на каждую позицию было 2-3 сильных футболиста, тогда пошел прогресс. Конкретно матч с Reality был уже ощутимым шагом вперед.

Сам я пока еще не смог раскрыться. Не успел, потому что занимался тренерской ролью. А зимой, когда соревновательного футбола не будет, я думал больше поработать над своей медийностью. Если будут предложения команд МФЛ, я рассмотрю их с интересом.

— А если 2Drots вам предложат контракт, рассмотрите этот вариант?

— Сложный вопрос. Во-первых, не думаю, что такое предложение сейчас прилетит. Во-вторых, я все еще ментально привязан к «Амкалу». Смотрел матч и переживал. Всеми мыслями до сих пор с командой.

Сейчас я еще не готов отвечать. Многие тренеры делают заявления о том, что они никогда не пойдут туда-то. Но я не думаю, что 2D пригласят бывшего тренера «Амкала». Это звучит нереалистично и даже неправильно.

━━━━━

Михаил Целиков