«У нас все медийные и все играющие»: интервью с главным тренером «Амкала» Юрием Бабиным
«Амкал» — одна из главных медийных команд в России. Клуб стоял у истоков индустрии, дошел до 1/64 финала Кубка России, а сейчас выступает во втором сезоне МФЛ, где одержал две победы в двух матчах. В начале сентября у «Амкала» сменился тренер: вместо Дениса Зубко пришел Юрий Бабин. Мы поговорили с новым наставником команды Германа Эль Класико и узнали:
• Как прошли первые недели работы
• Какие задачи нужно выполнить к Новому году
• Вмешивается ли президент клуба в тренерский процесс
• Какие шансы у Прокопа подписать контракт с профессиональным клубом
• Есть ли в «Амкале» разделение на медийных игроков и профессионалов
• Как Юрий относится к трэш-току в медийном футболе
• Кто выиграет спор на 100 тыс рублей — Герман или Чужой
— В медиафутболе большое влияние на клубы оказывают их создатели. «Амкал» называют командой Германа. Как сильно он влияет на тренерский процесс?
— Никак не влияет.
— А он может обсудить с вами, почему вы выбрали такой или иной состав, попросить выпустить себя на какую-то игру?
— Он все может, он президент клуба. Но и я все могу — вмешаться в любой процесс и обсудить вопросы. У нас довольно прозрачные отношения с ним. На первой же встрече мы сразу договорились, что у нас нет закрытых тем. Отношения президента и тренера — это очень важно, а в медийном футболе особенно.
На тренировочный процесс Герман вообще не влияет и не вмешивается. Это я сам иногда хочу, чтобы он был в курсе, почему делается ставка на то или другое. Даже вчера я написал ему, какая у меня идея на игру против «Родины».
В плане состава, игры и тактики мы общаемся, но он никогда не говорит, что обязательно то или это. Естественно, Герман свою команду знает 4 года, а я новый тренер. В каких-то вопросах я даже сам спрашиваю его мнение и прислушиваюсь.
Первый матч у меня был в Кубке России. Без помощи Германа и тренерского штаба я был бы неспособен в первые недели принимать какие-то решения. А сейчас уже хорошо знаю игроков, и такая ежедневная помощь мне не требуется.
— А что Герман ответил, когда вы отправили ему идею на игру с «Родиной»?
— Сказал: «Отличная идея, логичная». Это все.
— У вас контракт до Нового года. Какие задачи перед вами стоят до этого времени?
— Очень простые три задачи. Первая — развитие медийности клуба. Это улучшение качества игры медийных людей и их сплоченности с теми, кто пришел из профессионального футбола. Но подчеркну, что мы не разделяем игроков. У нас все медийные и все играющие. Нет чисто медийных и чисто профиков, которым неинтересна Медиалига. Нам такие игроки не нужны, мы их просто не берем в команду. Нам нужно оставаться медийным клубом. Для меня это необычная и интересная задача. Когда я пришел, то понимал, что это часть моей стратегии и одна из причин, почему меня взяли.
Вторая задача — это качество игры. Это я тоже обсуждал с Германом. У команды должен быть свой стиль. Мы должны построить не только медийную команду, но и ту, которая играет в футбол. У меня желание, чтобы это был яркий и атакующий футбол. Пока что за три матча у нас это все получается. Были счета 2:2, 3:2, много голевых моментов. Крайний матч закончился 2:1 и тоже получился очень ярким, зрелищным и драматичным. Мы выиграли на 94-й минуте. В будущем хочется, чтобы игра и ее содержание были качественными. У нас большие изменения в составе, и я работаю всего три недели. Мне нужно чуть больше времени, чтобы понимать все возможности и потенциал команды.
Третья задача — это результат. Ни одна из этих задач не выше другой, они все равноценны и имеют одинаковую важность для меня.
— Прокоп сейчас на просмотре в Болгарии. Как оцените его шансы подписать профессиональный контракт?
— С одной стороны, я с ним недолго работал, а с другой — я анализировал матчи. Оцениваю его шансы как очень высокие. И не только из-за его игровых качеств. Я думаю, что его человеческие качества и командный менталитет на очень высоком уровне. При первом же общении с ним я был впечатлен, как он профессионально относится к футболу и насколько требователен к себе.
Прокоп — командный игрок. Эти вещи ему очень помогут в Болгарии. Все уже знают, что у него есть видение поля, хорошие передачи и удары. А изнутри, я думаю, вам и читателям будет интересно, что это профессионал в личном плане.
— А кому еще из «Амкала» по силе заиграть в профессиональном футболе?
— Хороший вопрос, я ждал его от других журналистов. На него очень сложно отвечать. Уйду от ответа и скажу, что такие игроки есть, но я не буду называть имена. Не хочу к ним слишком большого дополнительного внимания и чтобы их уводили (смеется). И не хочу обидеть тех, кто еще не успел себя проявить. У них тоже есть определенный потенциал. При определенном раскладе многие могли бы помочь профессиональным клубам. У нас правда хорошие игроки.
— Какая ситуация с Васей Мавриным? В ролике Блата он говорит, что уходит, но Герман сказал, что он в команде.
— Тоже хороший вопрос (смеется). Но я не до конца готов отвечать на такие вопросы, потому все, что происходит в медийной лиге, интересная и новая для меня сфера. Я еще до конца не разобрался, когда эти новости действительно серьезные, а когда они носят медийно-развлекательный характер. Нужно понимать, что в медийном футболе усиливаются краски и иногда делается все чуть более ярко, чем это есть на самом деле.
Мое мнение — Вася Маврин не уйдет. Ему задали вопрос сразу после матча, а на эмоциях люди многое могут сказать. Я посмотрел этот отрезок. Там нет 100% четкого месседжа, что он уходит. Там было скорее интригующее заявление. Думаю, все будет хорошо, и Вася придет на тренировку, а потом сыграет. Это мой прогноз.
— Как сейчас планирует усиляться «Амкал»? Говорят, на вашей тренировке был Александр Довбня.
— Герман работает над тем, чтобы усилить состав. Конкретную информацию мы пока дать не можем. Да, этот игрок был и тренировался у нас. Но бывает и такое, что мы просто приглашаем кого-то потренироваться с нами. Допустим, у нас были сложности с вратарями, и мы позвали Арби. Это ничего не значит. Он пришел и помог нам. Ребятам было весело, он отлично влился в тренировочный процесс.
У нас идет процесс обсуждения. Герман советуется со мной и опытными игроками команды. Мы медийный клуб, и нам недостаточно взять футболиста, который умеет играть в футбол. Он должен стать частью этого особенного коллектива.
— Получается, у вас есть слово при проведении трансферов? Спрашиваю, потому что тренер 2Drots Кузнецов рассказывал, как переход Гаучо с ним вообще не обсуждали.
— Конечно, есть слово. Не хочу комментировать, как что происходит в других клубах, но в моих командах у меня всегда есть слово. Мне может не нравиться футболист по каким-то причинам. Это же плохо, он не будет играть или будет очень мало. Зачем тогда он нужен в команде? Всегда все адекватные руководители обсуждают с тренером такие вопросы.
Другое дело, что у тренера много других дел. Должно ли быть слово тренера решающим — здесь бывают разные подходы в разных командах. Где-то тренер принимает ключевое решение, а где-то — президент. В данном случае это основная ответственность Германа. Он обсуждает это со мной и другими членами команды, понимающими, что такое «Амкал» и кто носитель духа команды. Они смотрят, как человек вливается в тренировочный процесс и ведет себя в раздевалке, когда там нет тренера. Герман принимает финальное слово, но мое мнение учитывается.
— Недавно Федос рассказывал, как был расстроен, потому что не сыграл на «Открытие Арене». Вы говорили с ним об этом?
— Я глобально обсудил это с командой на тренировке после игры. Сказал, что в футболе иногда приходится принимать такие решения. Я принял его, потому что так складывалась встреча. Федос шикарно и ярко отыграл предыдущий матч, полностью провел все 90 минут, мы победили. Несмотря на два пропущенных, он выручил в ключевые моменты. Федос придает уверенность защитникам, хорошо подсказывает, качественно играет ногами. Это сильный вратарь.
В данном конкретном матче счет был сначала 1:0, потом 1:1, а голы праздновались по 5 минут, долго проходили замены, работал VAR, игроки валялись во время оказания помощи. Все эти нюансы сбивают темп. В этой ситуации менять вратаря я не видел смысла. Наоборот, хотелось взвинтить темп. Мы делали групповые замены, чтобы не дробить игру. У нас было преимущество, мы играли лучше, концовка была наша. Нужно было поддерживать темп, поэтому я не выпустил Федоса.
Понимаю его эмоции. Это здорово, когда футболист хочет играть. Но у нас вышло почти два состава, многие сыграли. Всех всегда выпускать не получается. Работой тренерского штаба и заменами я доволен. У нас есть три задачи — медийность, качество игры и результат. Я всегда об этом помню и стараюсь держать этот баланс.
— Уточню. Был ли разговор об этом с Федей после игры?
— Лично с ним нет. Был разговор со всей командой. Федос там был и все слышал. В том матче мы давили, там и так сбивался ритм. Если вы смотрели игру, то вы видели, как каждые три минуты у нас был голевой момент. И как вы себе представляете замену вратаря? Эта замена не смотрелась, ее не нужно было делать. Если бы еще один или два раза играли этот матч, я бы ее не провел. Возможно, другие вещи я бы изменил. Уверен, что Федя все это понимает. У нас с ним еще предстоит разговор. Он очень важный член коллектива и носитель духа «Амкала».
— Какие игры лично вам нравятся больше — профессиональный футбол в Кубке России или шоу-матчи, как на «Открытии»?
— Да у нас и в Кубке было шоу, получилась яркая игра. И на «Открытие Арене» получился качественный футбол. Мне нравится и то, и то. Мы везде остаемся «Амкалом». У нас нет суперразделения на профессиональные игры и медийные.
Даже на «Открытии» выходили футболисты из-за своих игровых качеств и полезности. У нас нет такого, что этот игрок медийный, он слабее и не принесет никакой пользы. Это неправда.
Фил Воронин вышел в старте. Можете посмотреть те 18 минут, которые он провел. Это была качественная игра. Я прямо говорю игрокам, что не смотрю, пришли вы из медиафутбола или из профессионального. Это нездоровая вещь. Каждый должен играть в футбол, делать шоу, общаться за пределами поля и проявлять себя. Фил на поле делает нужные команде вещи. У него был голевой момент, он совершил перехват, сыграл несколько раз в пас и хорошо открывался. Можно взять самую банальную статистику и увидеть, что он сыграл полезно.
Это важный момент. Если мы будем просто устраивать шоу, это не совсем правильно. У нас медийные игроки высокого качества. А какую передачу выдал Ваня Млечный? Это шикарный пас и шикарная развязка в матче. Он качественно тренировался, вышел и сыграл. У меня нет скидок медийным футболистам.
— В медиафутболе шоу — это часто трэш-ток, стычки и даже драки. Что думаете об этой части индустрии?
— Я и мы в «Амкале» стремимся к тому, чтобы быть выше этого. Особенно в нынешнее время мы хотим нести свет и обращаться к более позитивным, созидательным эмоциям, давать пример для подражания. Большинство игроков в «Амкале» и я стремимся к тому, чтобы объединять людей. У нас всегда есть выбор. Мы можем сделать акцент на каком-то минусе или слабости у соперника и зацепиться, давить на это, привлечь внимание общественности. Но можно идти и другим путем — находить вдохновляющие идеи, красивые футбольные моменты. На мой взгляд, фокус на этом более правильный.
С Германом мы тоже это обсуждали. Это наш приоритет. У нас введены штрафы за красные карточки. Я объявил, что за желтые карточки, полученные за дисциплину, а не за чисто игровые моменты, будет резаться игровое время вплоть до отстранения от матчей.
Мы не делаем ставку на трэш-ток. В YouTube такие вещи вызывают интерес, но я не слежу за тем, кто как с кем спорит на медийных шоу. У меня нет времени все это смотреть. Да, я принимаю то, что у кого-то с кем-то свои старые счеты. Это поле ребят, где они имеют полную свободу.
— Недавно Герман поспорил с Чужим на 100 тыс рублей о том, получит ли Антон красную карточку в этом сезоне МФЛ. У вас есть мнение, кто выиграет в этом споре?
— Герман поступил очень правильно. Я даже написал ему, что это круто. Даже по этому спору вы видите, какой приоритет у «Амкала». Мы не стремимся к специально созданным ситуациям, где есть много грязи. Я очень надеюсь, что этот спор выиграет Чужой (смеется).
— После первых двух туров какие команды Медиалиги вам понравились больше всего? Именно как зрителю, не считая «Амкал».
— Для начала, «Амкал» (смеется). Мне правда нравится, какие в этих матчах были обострения. Если посмотреть, мы забили 7 голов — шесть с игры, один со стандарта. В этом плане я очень доволен командой. Естественно, работы еще очень много.
Своему клубу я уделяю 99% внимания. А остальной один процент — уже другим. Посматриваю другие матчи и обзоры. Наверное, можно выделить Broke Boys. Интересная команда. Они меня заинтересовали. По обзорам и отрезкам матчей, что видел, я еще не понял, как и за счет чего они играют. Но что-то в их игре мне нравится. Нахожусь в заинтригованном состоянии, хочется их изучать. Они вызвали это желание. А про других сразу понимаешь: «Ага, вот здесь они играют так, а тут — так».
— А из другой группы кто понравился?
— С другой группой еще сложнее. Буду изучать ее ближе к плей-офф, куда, надеюсь, мы попадем.
Читайте другие наши интервью: с Василием Уткиным, Татьяной Тарасовой, Ириной Слуцкой, Александром Мостовым, Сергеем Карякиным, Виктором Гусевым, Романом Нагучевым.
━━━━━
Михаил Целиков