Giulia Bertelli/Unsplash
Giulia Bertelli/Unsplash

Как сострадание отражено в мировых религиях? Правда ли, что верующие более милосердны?

Некоторые религиозные люди передвигаются, подметая дорожку перед собой, чтобы случайно не наступить на живое существо. Так они проявляют любовь к миру

Чарльз Дарвин назвал сострадание одной из наших самых благородных черт. В то же время Альберт Эйнштейн утверждал, что, расширяя круг эмпатии, мы выходим из созданной нами самими тюрьмы эгоизма. В честь Всемирного дня сострадания рассказываем, что говорят мировые религии об этом чувстве.

Что такое ахимса?

Ахи́мса — древний индийский принцип поведения. Его основа — ненасилие. Это ключевая добродетель в индуизме, буддизме и джайнизме.

Ахимса включает вегетарианство или просто образ жизни, который не наносит вреда окружающей среде (рыболовство, землепашество). То же самое касается отсутствия физического и эмоционального вреда, разрушительных привычек, негативных мыслей и подавленных эмоций. Принцип ахимсы приобрел особую важность в индийской религиозной мысли начиная с середины I тыс. до н. э. В те времена представители новых направлений (адживики, буддисты) выступили против ведийской практики ритуальных жертвоприношений.

В джайнизме доктрина ахимсы разработана наиболее глубоко. Для джайнистов это основной обет, из которого вытекают все остальные. Так, часть наиболее ревностных верующих используют специальные повязки на рот, чтобы в него случайно не попали мошки, и передвигаются, подметая дорожку перед собой, чтобы случайно не наступить на живое существо.

Христианство

Христианство и сострадание идут рука об руку.

«Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Послание к Ефесянам 4:32).

В христианстве ахимсе соответствуют заповеди «Не убий», «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», а также «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Сострадание должно быть одной из определяющих добродетелей христиан, поскольку находится в центре евангельского послания. Это гораздо больше, чем сочувствие. Милосердие включает опыт близости, посредством которого один участвует в жизни другого. По-настоящему сострадательный человек работает за свой счет для реального блага других, помогая спасти их от опасности, а также облегчить их страдания.

Притча о добром самарянине служит, пожалуй, самым конкретным примером милости, представляющим собой образец того, как христиане (и, конечно же, люди других убеждений) должны не только помогать нуждающимся, но и пытаться обеспечить их будущее.

Библия призывает христиан проявлять сострадание ко всем людям, даже к самым закоренелым грешникам. Милосердие сосредоточено на проявлении любви Христа и показывает человеку конечный путь на небеса через конкретные акты любви.

Ислам

Посланник Аллаха сказал: «Верующие в своей взаимной любви, милосердном отношении и сочувствии друг к другу подобны единому телу. Если один его орган заболевает, все тело отзывается бессонницей. Он потеряет покой и его охватит лихорадка».

В Священном Коране особое внимание уделяется определенным ключевым словам, четыре из которых очень часто повторяются: сострадание, доброжелательность, справедливость и мудрость. С самого начала миссии Святой Пророк сделал благотворительность бедным неотъемлемой частью мусульманской жизни. Ранние суры неоднократно подчеркивали тот факт, что верующий мужчина или женщина совершали «дела справедливости».

Каждое чтение Корана начинается с обращения к Аллаху, Сострадательному (Ар-Рахман) и Милующему(Ар-Рахим). Основное послание книги — призыв к практическому состраданию и социальной справедливости. Согласно учению, неправильно эгоистично накапливать личное состояние. Нужно справедливо делить богатство и упорно трудиться для построения достойного общества, в котором ко всем относятся с уважением.

Буддизм

Мастер дзен-буддизма Тхить Нат Хань учил о взаимосуществовании — священной взаимосвязанности друг с другом. Подобно тому, как цветы содержат в себе солнце, дождь, землю, писал он, как вся планета «является одной гигантской, живой, дышащей клеткой, все ее рабочие части связаны симбиозом», так и наша человеческая жизнь содержит десять тысяч радостей и десять тысяч печалей, переплетенных с другими людьми.

Именно буддизм совместно с джайнизмом впервые провозгласили принцип ахимсы. Обожествив Будду в качестве девятого воплощения бога Вишну, индуистские брахманы определили его миссию как проповедь сострадания к живым существам.

Хинаяна делает акцент на самоубийстве и самопожертвовании, но в других течениях эти явления не считаются нарушением ахимсы. В буддийских традициях Махаяны сострадание (каруна) является одним из основных качеств, которые должен развивать практикующий. Многие буддийские учителя размышляли о воздействии милосердия, превознося его преимущества и описывая способы, которыми оно может привести к прочному счастью для себя и других.

Но сострадание само по себе не является счастьем. Что часто упускается из обсуждения универсального сострадания, так это неотъемлемое признание всеобщего страдания. Если вы действительно способны испытывать милосердие, это означает, что вы также способны распознавать страдания. Буддизм признает, что полностью воздержаться от причинения вреда в нашем несовершенном мире невозможно. Сострадание — это признание того, что не всякую боль можно «исправить» или «разрешить», но все страдания становятся более доступными в ландшафте милости.

Религия делает людей более сострадательными?

На самом деле нет.

В проведенных исследованиях люди с более высоким уровнем милосердия совершали добрые дела в реальном мире чаще, чем те, у кого его было меньше. Это неудивительно. Но этот эффект оказался гораздо сильнее у менее религиозных людей, чем у высокорелигиозных.

Можно неверно заключить, что религия делает людей менее сострадательными. Но в реальности это означает, что милость просто не играет такой сильной роли в побуждении религиозных людей к добрым поступкам.

Сильно религиозные люди не менее сострадательны — просто они менее движимы состраданием к добрым поступкам, возможно, потому, что сострадательное поведение уже укоренено в их вере. Результаты исследований показали, что очень религиозные люди совершали больше добрых дел в мире, независимо от того, насколько они милостивы.

Мораль этой истории в том, что альтруизм особенно религиозных людей меньше связан с опытом сострадания. Но среди атеистов, агностиков и просто религиозных людей милосердие, по-видимому, играет гораздо более важную роль в побуждении к доброму, щедрому, кооперативному и доброжелательному поведению.

━━━━━

Анастасия Дегтярева