Aaron Burden/Unsplash
Aaron Burden/Unsplash

Воскрешение Ленина и философия Солнца: что такое русский космизм

Космисты не принимают три вещи: смертность, косметику и оружие

Что будет, если смешать веру в бога с научным прогнозированием? Получится космизм. Интеллектуальное движение возникло почти 150 лет назад и снова находится на подъеме в России. Некоторые считают космизм исключительно русским ответом на господствующий на Западе трансгуманизм. Разбираемся, в чем суть этой философии и к чему стремятся космисты.

Вперед, в загробную жизнь: как зародился космизм

В конце XIX века русский мыслитель Николай Федоров (1829-1903) отстаивал глубоко нравственную и христианскую философию науки. Он воображал, что человечество может использовать технический прогресс для всеобщего спасения. По его мнению, научные открытия понадобятся для воскрешения предков, достижения бессмертия, трансформации человека в бога и, наконец, завоевания и регулирования космоса. Мысль Циолковского: «Земля — колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!», скорее всего, была вдохновлена именно идеями Федорова.

Мыслитель стремился к тому, чтобы прекратить распри и сделать человеческий род братским вновь. Но, по его мнению, это невозможно, ведь люди не научились управлять природой. Чтобы воскресить мировое единство, необходимо заниматься наукой (например, метеорологией) и победить смерть. Таким образом, Федоров хотел, чтобы человечество подчинило себе дождь, солнце и снег, чтобы, допустим, послать на землю ливень, когда настанет засуха. В таком случае никому не нужно было бы воевать за ресурсы.

Федорову не нравились бессмысленные вещи. Ему казалось, что вместо того, чтобы тратить ресурсы на борьбу со смертью, человечество впустую раскидывается деньгами и возможностями на две вещи: украшения для женщин и производство оружия.

С помощью науки Федоров хотел собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов». В таком ключе он размышлял о бессмертии: человек хоронит покойников не просто так, утилизируя никому не нужные тела. Скорее, люди делают это, обеспечивая мертвым возможную загробную жизнь и последующее воскресение.

Часть «русской идеи»: к чему стремятся космисты

Актуальность идей космизма для его приверженцев заключается в преодолении вызовов современности. Космисты ищут нравственные ориентиры, которые объединят человечество перед лицом экологического кризиса и прочих кризисных явлений культуры. Они считают, что «естественные предложения» природы недостаточны для жизни людей, поэтому нужно создавать «новую» природу на основе разума и науки. Сам процесс созидания нового носит глобальный характер.

Космонавтика Циолковского переплеталась с идеями Федорова. На основе идей о бессмертии философы понимали, что Земля не резиновая и жить воскресшим все же где-то придется. Поэтому надо осваивать другие планеты и переселяться на Марс и Луну. А.Л. Чижевский, друг Циолковского, занимался проблемой гелиофизики, то есть влияния Солнца на земную жизнь. По его мнению, существуют конкретные всплески активности, которые определяют циклы эпидемий на Земле, когда люди начинают революции. Все это тоже необходимо учитывать, стремясь к прогрессу.

Философ Алексей Козырев считает, что после революции большевики стремились одержать победу над смертью, и задача эта была не в числе последних. Об этом свидетельствует Мавзолей: «Ленина захоронили не только для того, чтобы трудящиеся могли с ним попрощаться, но и для того, чтобы этот труп стал, по сути, первенцем из мертвых, для того, чтобы была возможность его последующего воскресения». По этой же причине был создан Институт крови, где проводились эксперименты по переливанию крови с целью омоложения человека.

Интерес к космизму по большей части исчез в 1920-е годы, когда на его основе возникли секты, члены которых пытались совместить идеи Федорова и его последователей с марксизмом. Среди прочих представителей космизма можно отметить также ученого Владимира Ивановича Вернадского, палеонтолога и писателя Ивана Антоновича Eфремова, а также художника Николая Константиновича Рериха.

Как космизм взаимодействует с Россией сегодня?

В то время как некоторые западные мыслители-трансгуманисты называют Федорова пророком поисков бессмертия, «Изборский клуб», напротив, утверждает специфически русский характер космизма и его тесную связь с «исторической миссией» русского народа. Сторонники видят космизм как оригинальный плод русского разума, существенной частью «русской идеи». Ее суть заключается в уникальном русском архетипе «всеединства». Ноябрьский номер журнала «Изборский клуб» за 2020 год и вовсе призван продемонстрировать противостояние космизма и трансгуманизма.

Трансгуманизм является логическим наследником эволюционного прогрессивизма, направленного на освобождение индивида от ограничений человеческой природы посредством их гибридизации с машиной. Напротив, космизм описывается как эсхатологический поиск одухотворения человечества, направляемый буквальным толкованием библейских обещаний воскресения. Если авторы журнала «Изборский клуб» осуждают чисто научную веру в техническое совершенствование человека, то они также стоят особняком от биоконсерваторов или экотехнофобов. Таким образом, космизм служит основой для синкретической идеологии, которую они назвали «технократическим традиционализмом» и которая сочетает в себе технологическую современность с религиозным консерватизмом.

Эта идеология позволяет соединить разные наследия русской истории. С этой точки зрения технологическая и промышленная мощь Советского Союза гармонично сочетается с традиционными православными ценностями России. Более того, президент «Изборского клуба» Александр Проханов придумал выражение «космизм-ленинизм», чтобы доказать, что основной смысл ленинского промышленного утопизма проистекает из из «учения русских космистов». Таким образом, переосмысление космистского наследия создает единый национальный нарратив, который отвечает цели Владимира Путина «связать исторические эпохи», чтобы заявить, что «у русских общая, непрерывная история, охватывающая более 1000 лет».

Крупные научные достижения, продвигаемые «Изборским клубом» (освоение космоса, подводных лодок, Арктики; исследования по совершенствованию человеческого потенциала), служат защите «русской цивилизации» и ее «духовной безопасности». Таким образом, наука становится вектором реализации «русской мечты», призванной заменить американскую.

━━━━━

Анастасия Дегтярева