Минфин хочет ввести минимальную цену на пиво. Зачем?
Минфин РФ предлагает ввести минимальную цену на весь алкоголь, включая тихие вина и пиво. Мера нужна, чтобы бороться с контрафактом в розничных магазинах. Виноделы поддерживают идею ввести минимальные цены на вино, при этом ФАС считает, что устанавливать порог для пива нецелесообразно. Разбираемся, как работает механизм минимальной цены на алкоголь, зачем он нужен и как ограничения могут повлиять на стоимость спиртного.
Зачем это нужно?
Изначально минимальная розничная цена (МРЦ) появилась у водки, чтобы в магазины не могла попасть «паленка». Со временем механизм распространили на другие крепкие напитки и игристые вина. Дело в том, что себестоимость качественного продукта выше, чем у контрафакта, так как для него требуются более дорогие технологии и сырье. Создатели некачественного алкоголя тратят на производство меньше и могут устанавливать заниженные цены. У добросовестных производителей такой возможности нет, поэтому их продукт рискует проиграть конкуренцию «паленке».
Благодаря МРЦ недобросовестные производители теряют свое преимущество. Чтобы установить лимит, власти консультируются с участниками рынка и рассчитывают среднюю себестоимость того или иного напитка. В расчетах учитывают не только стоимость сырья и технологий, но и расходы на энергию, логистику и зарплаты. Время от времени МРЦ пересматривают, потому что ситуация в экономике меняется. Например, в октябре Минфин предложил повысить минимальную стоимость крепких напитков и игристых вин, так как цены на электроэнергию и виноград значительно выросли.
Ведомство не предлагает вводить ограничения сразу. Пока планируется только дать правительству право устанавливать МРЦ на весь алкоголь, в том числе пиво и тихие вина (не игристые). Пользоваться этим правом Минфин планирует по ситуации.
МРЦ действительно помогает?
И да, и нет. Эксперты утверждают, что механизм помог избавить легальную розницу от контрафактной водки в считанные годы. А в Минздраве отметили, что МРЦ помогла снизить потребление алкоголя в стране (хотя не все эксперты согласны с этой точкой зрения).
Но есть и те, кто считает цены на некоторые виды алкоголя заниженными. По их мнению, МРЦ на коньяк не отражает его реальной себестоимости. Из-за этого контрафакту легче попасть на полки, а добросовестным производителям приходится удешевлять продукцию и снижать ее качество. Все из-за того, что ритейл требует от них поставок по самым низким ценам.
Как на это смотрят на рынке?
Предложение Минфина встретило активную поддержку виноделов. Производители считают, что благодаря нему с полок уйдет низкокачественная и фальсифицированная продукция. Исследователи алкогольного рынка тоже считают, что меру нужно ввести по крайней мере для тихих вин.
Участники рынка отмечают, что эффективность меры будет зависеть от уровня лимита. Слишком низкий порог не испугает производителей контрафакта. Но если МРЦ окажется слишком высокой, напитки перестанут быть доступными части потребителей. Это может заставить их переходить на более крепкий алкоголь или дешевую имитацию вроде «винных напитков».
Что будет с ценами?
По оценке аналитиков, в региональных магазинах «у дома» бутылка вина в среднем стоит 250-275 руб. Подчеркивается, что существенную часть продукции можно купить даже дешевле. Виноделы называют приемлемой отгрузочную цену с завода в 239 руб. Это значит, что в магазинах стоимость будет еще выше из-за наценки. При этом эксперты считают, что МРЦ на тихие вина должна быть ниже, чем на игристые, которая сейчас составляет 169 руб. за бутылку 0,75 л. В октябре Минфин предложил повысить ее до 239 руб.
Что касается пива, есть риск, что оно станет менее доступным при введении минимальной цены. По оценке ФАС, после введения МРЦ контрафакта меньше не станет, зато цены поднимутся. Эксперты добавляют, что любителей премиального пенного это не коснется. А вот малообеспеченные россияне пострадали бы от такой меры. Поэтому ФАС считает, что вводить МРЦ для пива пока нецелесообразно.
━━━━━
Степан Липатов