Анна Исакова/ТАСС
Анна Исакова/ТАСС

Под влиянием: как будет работать новый закон об иноагентах

Раньше поводом для попадания в реестр было зарубежное финансирование. Теперь для этого достаточно любого «иностранного влияния»

1 декабря в силу вступает закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который объединил уже действующие нормы из нескольких федеральных законов. Документ вносит дополнительные ограничения для иноагентов и добавляет в законодательство термин «иностранное влияние». Попасть под него можно фактически при получении любой помощи и поддержки от иностранного лица. Разбираемся, что законодатели подразумевают под иностранным влиянием и каким образом из-под него можно выйти.

Кого признают иноагентом по новому закону?

Согласно документу, иностранным агентом признают лицо, которое получает финансовую поддержку от иностранного источника и (или) находится под иностранным влиянием и занимается политической деятельностью на территории России. При этом можно заниматься благотворительностью, наукой, культурой, работать в здравоохранении и других социальных структурах, если это «не противоречит национальным интересам РФ, основам публичного правопорядка, иным ценностям, защищаемым Конституцией РФ». В противном случае лицо тоже признают иностранным агентом.

Статус иноагента присвоят за целенаправленный сбор сведений о военной, военно-технической деятельности РФ, а теперь еще и за распространение или создание сообщений и материалов для неограниченного круга лиц. Таким образом, включить в реестр иноагентов на свое усмотрение власти теоретически смогут за публикацию, твит или репост материала вне зависимости от того, какой теме он посвящен.

В старой редакции закон мог признать иностранным агентом только физлица, некоммерческие организации, общественные объединения и иностранные СМИ. Новая редакция добавляет к списку российские и иностранные юрлица, общественные объединения и иностранные структуры без юридического лица.

Исключение закон предусматривает для российских органов публичной власти, госкомпаний и госкорпораций — они не могут быть признаны иностранными агентами. То же самое касается зарегистрированных религиозных организаций, политический партий, объединений работодателей и торгово-промышленных палат, должностных лиц международных организаций и дипломатических представительств.

Что значит «иностранное влияние»?

Закон считает иностранным влиянием поддержку от иностранного лица — причем не только передачу денег, но и «любую организационно-методическую, научно-техническую или иную помощь». Еще иностранным влиянием может стать «воздействие иностранного лица», в том числе путем принуждения или убеждения.

В перечень иностранных источников входят иностранные государства, международные и иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданств. Стать иноагентом можно и в том случае, если источником выступают россияне и российские юрлица, получающие поддержку из-за рубежа, или если они имеют бенефициара за рубежом.

Эксперты опасаются, что толкование у этих норм слишком широкое. В представленном виде закон может посчитать иностранным влиянием, а следовательно, признать иностранным агентом за стажировку в зарубежном вузе, пожертвование в международную благотворительную организацию, проживание в другом государстве или покупку у иностранной компании любого товара. На сайте Госдумы уточняется, что конкретику в закон должно внести Министерство юстиции.

Какие еще запреты и правила есть в новой редакции закона?

Вдобавок к старым ограничениям и требованиям иностранные агенты — как физлица, так и организации с объединениями — не смогут преподавать в государственных школах и вузах, проводить любые публичные мероприятия, просветительские встречи с несовершеннолетними, раздавать им свою информационную продукцию (учебники, брошюры и другие материалы), выступать инициаторами и экспертами государственной экологической экспертизы.

Физлицо-иноагент не сможет получить должность в органах власти и доступ к гостайне. Иностранные лица лишаются госфинансирования (в том числе на творческие проекты), упрощенного налогообложения с бухгалтерской отчетностью, возможности участвовать в госзакупках и отборе подрядчиков и поставщиков.

Новый закон запрещает иноагентам пользоваться «значимыми объектами критической информационной инфраструктуры» и обеспечивать их безопасность. Это значит, что иностранный агент не сможет, к примеру, работать на государственном телеканале, администрировать правительственный портал в интернете, отвечать за систему безопасности больницы и даже управлять городскими светофорами.

С 1 декабря Минюст заменит четыре специальных реестра иноагентов (для физлиц, СМИ, НКО, иноагентов и общественных объединений) на единый. В нем будут публиковаться персональные данные иноагентов-физлиц: кроме ФИО и даты включения в реестр, на сайте будет информация об их ИНН, СНИЛС, дате и причине включения в список. Также будет указан полный список сотрудников НКО-организаций и участников НКО-объединений — как действующих, так и бывших.

Кроме того, обновились требования к маркировке информационных материалов, которые публикуют иностранные агенты. Единственной уступкой в новом законе стало разрешение не ставить метку иноагента в соцсетях под постами с личной информацией.

Как будет выглядеть новая плашка иноагента

«Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) иностранным агентом (наименование или ФИО) либо касается деятельности иностранного агента (наименование или ФИО)».

Как выйти из реестра иностранных агентов?

В ранней редакции нормативных актов не было четкого порядка для выхода из реестра иноагентов. Новый закон сформулировал следующие основания для исключения из списка иностранных агентов:

— смерть физлица;

— прекращение деятельности в связи с ликвидацией;

— если иноагент в течение года не получал поддержку от иностранных источников и не осуществлял политическую деятельность в России (если же ранее лицо исключали из реестра иноагентов, а затем снова туда добавили, то для него срок увеличивается до трех лет);

— если иноагент не позднее чем через три месяца со дня включения в реестр отказался от финансовой и иной поддержки от иностранного источника, а также вернул последнему ранее полученную помощь или имущество.