история
Скриншот: pinterest.com
Скриншот: pinterest.com

Дед Мороз-демон и эротические игры: как отмечали Новый год древние славяне

Знали ли вы, что образ Снегурочки, вероятно, зародился в результате жертвоприношения девственниц?

Данных о праздновании славянскими народами Нового года в дохристианские времена толком не сохранилось. По языческим традициям будущий год наступал у славян не в январе, как мы привыкли, а в марте. Связано это было с тем, что люди жили в единении с природой и начинали отсчет весной, с возобновлением полевых работ. С принятием христианства на Руси новый год стали отмечать осенью. А после восшествия на престол Петра I — 1 января. Но особые зимние празднования (Коляда) все равно проводились — с 25 декабря по 6 января в переводе на современный календарь. На первое число приходилась кульминация. И все эти дни наши предки развлекались по-своему. Рассказываем как.

Гадания

Как и сегодня, так и столетия назад люди стремились узнать будущее. Неотъемлемой частью праздника были гадания. Славяне гадали по-разному. Кто-то даже — по передвижению скота. В толковании знамений помогали волхвы. Лучшим местом для обряда считались огороды и перекрестки, подпадавшие под звание «мистических». Гадание считалось опасным, ведь любое, даже малейшее, нарушение правил могло привести к смерти.

Конечно, гадали и на суженого. Обычно это происходило дома, в ночи. Считалось, что после призыва молодой деве являлась нечистая сила в виде юноши, с которым ей суждено было обручиться.

Святочные гулянья

После крещения Руси Коляду (языческие обряды) сменили Святки (христианские обряды), но традиции остались прежними и почти не поменялись. Период между Рождеством и Крещением отмечали в сопровождении больших гуляний, на которые даже церковь порой закрывала глаза. Дело в том, что песни и танцы считались своего рода ритуалом и неотъемлемой традицией для встречи нового года. Ярко одетые люди заходили в дома и развлекались, распевая (нередко бранные) песни-колядки, шутя и поздравляя хозяев с праздниками. Именно от гуляний пошла традиция, сохранившаяся до наших дней, когда Дед Мороз просит детей читать стихи, танцевать, петь или как-то иначе демонстрировать таланты в обмен на подарок.

Переходный период с декабря на январь славяне соотносили с повышенной активностью нечистой силы. Граница между земным и потусторонним мирами стиралась, поэтому жители деревень старались, чтобы — не дай бог! — ни одно чудище не захватило их дом и не наслало проклятие.

Славяне размещали специальные обереги в бане или прихожей. Эти места считались «воротами» в потусторонний мир. В то же время приходилось обходить все хозяйство вместе со специальными магическими атрибутами, чаще всего с вениками или помелом, дабы уберечь дом и скот. После этого животных выпускали на улицу, где они ели из заготовленных кормушек. Затем хозяева трижды обходили зверье по кругу и перебрасывали через них топор крест-накрест. Обряд был просто необходим в условиях, когда скот служил ключевой частью жизнью селян, полагавшихся на его дары.

Богом плодородия восточных славян был Велес. В его честь на Коляду было принято готовить каравай (изначально — КОРОВАй). Ритуальный хлеб заменял жертвенного теленка.

Кормление богов

Благодаря тому, что Русь всегда располагалась в полосе, где полгода длились холода, во время язычества боги зимы занимали особое место в культуре. На Руси Деда Мороза называли Корочун, Дед Трескун, Зимник или Студенец. Выглядел тот могучим и суровым, с седыми волосами и длинной бородой. Ходил он с посохом, одетый в роскошную шубу, чей цвет был непременно белого или синего цвета, но никак не красного, как мы нередко можем увидеть на картинках сегодня. Корочуна представляли босиком и без головного убора. Славяне верили, что бог помогает выстоять в битвах именно с помощью мороза.

Иногда бог упоминался, как отдельный житель потустороннего мира, а иногда считалось, что и Корочун, и другой дух, Морозко, управляют холодами вдвоем. Последнего представляли низкорослым седым стариком с бородой. Считалось, что он бегает по округе и стучит посохом, а от стука на окнах появляются узоры. Плохими, как таковыми, боги не были, но во времена противостояния христианства и язычества их очерняли, как могли. Все положительные стороны зимних созданий исчезли. Повелителей морозов стали считать демонами, которые ненавидят людей и хотят заморозить их до смерти. Это поверье отлично показано в советской сказке «Морозко».

У славян была примета: «Чем холоднее и злее зима, тем больше уродит земля». Поговаривали, чтобы задобрить духа холодов, ему приносили в жертву девственниц, привязывая их к дереву в чаще леса в лютый мороз. Несмотря на то, что с приходом христианства на Русь возможная страшная традиция ушла в небытие, некоторые ее детали остались: закрепился образ юной красавицы рядом с морозным стариком — так появилась Снегурочка.

Христиане также заверяли язычников, что Морозко ворует детей и кладет их в мешок. Возможно, именно поэтому у Деда Мороза появился мешок с подарками, но только уже для детей.

Ряжение

Ужас перед нечистью помогали преодолеть обряды ряжения. Наши предки сами обращались в злых духов и животных, выворачивая наизнанку тулупы и наряжаясь в стариков и старух. Особенное раздражение у церковных иерархов вызывало переодевание женщин в мужчин и наоборот. Так они разгуливали целыми толпами по домам, а откупиться от них можно было едой. Обряд напоминал римские сатурналии и Хэллоуин. Нарядиться означало скрыть истинное лицо, ведь под масками скрывались отнюдь не соседские парни или девчата, а души умерших предков, спустившихся на землю. Их нужно было задобрить.

К подобным играм приобщалась по большей части именно деревенская молодежь, не вступившая еще в отношения. Их действия порой носили даже эротический характер (в обрядовом смысле). Например, двое парней составляли собой «лошадь», на которую садился третий. Подобное существо с криками бегало по деревне, пугая юных дев, пока кто-то не «спасал» тех от пресловутого монстра. Игра восходила к культу плодородия. Особенно популярным было вождение козы. В народных обрядах коза — символ и стимулятор плодородия. С этим связана эротическая символика: в белорусских и польских песнях присутствуют мотивы ухаживаний волка за козой и их брака, а, съеденная волком, она символизирует доставшуюся жениху невесту.

Долгое время, вплоть до XIV века, «народный» и «христианско-церковный» праздники сосуществовали. В 1348 году по решению Никейского собора православная церковь перенесла начало года на 1 сентября. Почти два века жители Московского царства отмечали Новый год осенью, пока в 1699 году Петр I не вернулся к языческой дате 1 января.

━━━━━

Анастасия Дегтярева

Анастасия Дегтярева