Павел Бедняков/POOL/ТАСС
Павел Бедняков/POOL/ТАСС

Путин и Лукашенко встретились в Минске. Стоит ли ждать открытия белорусского фронта?

Наблюдатели думали, что после переговоров Белоруссия объявит о вступлении в СВО. Однако встреча обманула их ожидания

19 декабря Владимир Путин и Александр Лукашенко провели восьмую за год встречу. Саммит продлился один день. Но еще до начала он привлек к себе много внимания из-за спекуляций о том, что президент РФ якобы едет уговаривать Минск присоединиться к СВО. Рассказываем, о чем на самом деле говорили лидеры двух стран и почему все думают, что Белоруссия вот-вот вступит в специальную военную операцию на Украине.

Как прошли переговоры?

Встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко состоялась 19 декабря. Переговоры прошли в Дворце независимости в Минске.

Встреча была двухэтапной. На первом этапе президенты провели переговоры в расширенном составе с участием министров и руководителей ведомств. Эти консультации продлились 2,5 часа, после чего Путин и Лукашенко побеседовали в формате один на один.

Основной темой переговоров стала экономика и интеграция. Стороны договорились зафиксировать цену на российский газ для Белоруссии на три года и провести реструктуризацию белорусского долга.

Владимир Путин заявил, что Россия выделит дополнительно 105 млрд руб. на развитие совместных проектов в импортозамещении. Он также отметил рост двустороннего товарооборота и успешную реализацию интеграционных программ.

В свою очередь, Александр Лукашенко поблагодарил российского лидера за передачу комплексов С-400 и отметил, что обе стороны будут координировать действия во внешней политике.

«Вы знаете, мы вдвоем — "соагрессоры", самые "вредные", "токсичные" люди на этой планете. У нас только один спор: кто больше? Владимир Владимирович говорит, что я. Я уже начинаю думать, что он. Ну приняли решение, что вместе. Одинаково», — пошутил президент Белоруссии.

Оба лидера также затронули тему слухов о «поглощении» Белоруссии Россией. Путин он назвал их попытками затормозить интеграционный процесс. Лукашенко счел их происками «беглых политиков», которыми руководят внешние силы.

Почему визит так широко обсуждали?

Между тем атмосфера вокруг встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко лишила ее видимости стандартного мероприятия.

Наблюдатели сразу подметили, что президенты решили нарушить устоявшуюся традицию двусторонних встреч. В 2021-2022 гг. они предпочитали проводить саммиты в России. Однако в этот раз президент РФ почему-то решил сам поехать в Белоруссию, чего не делал с 2019 года.

Еще больше интриги добавила повестка переговоров, в которой значились вопросы безопасности. Это стало плодородной почвой для слухов о том, что Путин якобы попытается склонить Белоруссию к участию в СВО.

Предположения на эту тему активно муссировались в политологической среде, к ним присоединились даже представители иностранных государств. Так, США пригрозили Белоруссии новыми санкциям в случае увеличения поддержки России. А официальный представитель правительства Германии Штеффен Хебештрайт признался, что Олафа Шольца «беспокоит» необычный формат встречи.

«Я бы не хотел давать больше определений. Но, конечно, оказание помощи со стороны Белоруссии может возрасти, это возможно. Но сначала мы должны подождать», — заявил чиновник.

Впрочем, слухи в очередной раз не подтвердились. Как выяснилось, речь шла о о сотрудничестве в рамках ОДКБ и создании единого оборонного пространства. Президенты упомянули о производстве вооружений, продолжении совместных военных учений и подготовке экипажей белорусских самолетов, несущих ядерное оружие. Об Украине и СВО они ничего не сказали.

Почему все считают, что Белоруссия присоединится к СВО?

Тему присоединения Белоруссии к боевым действиям на Украине обсуждают едва ли не с самого начала специальной военной операции ВС РФ. Поводом к этому послужило то, что весной 2022 года Минск предоставлял российской армии свою территорию и инфраструктуру для наступления на Киев и Чернигов.

После отхода ВС РФ из северных областей Украины обстановка на белорусско-украинской границе осталась напряженной. ВСУ начали выстраивать оборонительные рубежи и подтягивать тяжелое вооружение по всему ее периметру. Минск же сообщил о заходе украинских диверсантов на его территорию.

В октябре Белоруссия и Россия договорились о создании совместной группировки войск в рамках союзного государства. После этого Минск ввел режим повышенной террористической опасности и усилил границу дополнительными подразделениями МВД. Тогда же российско-белорусская группировка войск начала военные учения по слаживанию.

Все это спровоцировало новую волну спекуляций о присоединении Минска к СВО. Накануне встречи Путина и Лукашенко главком ВСУ Валерий Залужный заявлял, что Россия и Белоруссия могут попробовать еще одно наступление на Киев. Другим потенциальным направлением удара украинское командование называло западную часть страны — в теории это могло бы перекрыть канал поступления помощи от США и их союзников.

Тем не менее до сих пор никто не обнаружил признаков подготовки такого удара. Их отсутствие признают даже в Вашингтоне. Наблюдатели тоже сомневаются в возможности полноценного вступления Белоруссии в спецоперацию. Они считают, что Минск уже выполняет свою роль и ослабляет группировку ВСУ, заставляя Киев оттягивать часть сил на границу. Отчасти это мнение подтвердил и сам Лукашенко еще в начале октября.

«Что касается нашего участия в специальной военной операции в Украине, мы участвуем там, — сказал президент Белоруссии. — Наше участие в том, чтобы не допустить распространения этого конфликта на территорию Беларуси. Во-вторых, не допустить нанесения удара по Беларуси под прикрытием СВО со стороны Польши, Литвы и Латвии... Вот наше участие».

━━━━━

Виталий Рюмшин