Armand Khoury/Unsplash
Armand Khoury/Unsplash

Сегодня я летал на ананасе в погоне за тапкой: почему наши сны такие странные?

Возможно, во время дремы мы теряем способности к абстрактному мышлению

Ночные видения имеют мало общего с реальной жизнью: в них люди путешествуют сквозь миры, превращаются в животных, контролируют стихии или скрываются от маньяка-колобка. Однако не многие смогут придумать нечто столь сюрреалистичное в осознанном состоянии. Почему же наши фантазии настолько необузданные во сне? Откуда мы черпаем вдохновение для таких сумбурных сюжетов? Разбираемся.

Сны вполне соотносятся с повседневностью

Люди, которые анализируют то, что другие видят по ночам, могут составить довольно точное представление о том, что из себя представляет человек: какую жизнь он ведет и с какими проблемами сталкивается каждый день.

Это говорит о том, что содержание снов действительно связано с нашими личностными переживаниями.

Исследования показывают, что представление о снах, как о чем-то оторванном от реальности, ошибочно: несмотря на их сумбурную фантастическую структуру, суть сюжетов связана с объективной действительностью. Например, мы можем защищать презентацию перед группой пришельцев: несмотря на необычные декорации, ситуация вполне соотносится с повседневностью многих студентов.

Оказалось, что только 10% сновидений по-настоящему причудливы: остальные вполне соответствуют привычным нормам поведенческих аспектов современного общества.

Однако чем обеспечены столь необычные картинки: почему вместо того, чтобы просто петь в ванной, мы мурчим под нос любимую мелодию, пока купаемся в лучах священного кристалла эльфов-воителей?

Скорее всего мы все воспринимаем буквально

Некоторые исследователи предполагает, что большая часть странностей, которые мы переживаем во сне вызвана тем, что наши способности к ассоциативному мышлению пропадают.

Это приводит к тому, что привычные метафоры приобретают буквальное значение в нашем сознании: в таком искаженном формате они и визуализируются. Дело в том, что во время фазы быстрого сна, когда люди видят сны, та часть мозга, которая отвечает за узнавание языковой игры, отключается.

Таким образом, в тот момент, когда вы вспоминаете о том, как витали в облаках на занятиях, вы действительно начинаете парить в небесах, пока мудрый наставник рассказывает вам о том, как правильно заклинать единорогов.

В ту же фазу сна перестают работать и другие области мозга. Например, снижается активности в дорсолатеральной префронтальной коре: она отвечает за логическое и абстрактное мышление, а также за процесс осознания того, что реально, а что нет.

Возможно, именно из-за этого мышление людей принимает столь специфический характер, а картинки, которые мы наблюдаем, нас нисколько не смущают.

Несмотря на все это, область сновидений нуждается в дополнительном изучении: учитывая то, что эксперты до сих пор не поняли, почему люди в принципе видят сны, им трудно объяснить природу тех сюжетов, которые в них случаются.