Революция по шариату: история взлета исламской республики в Иране
8 января 1978 года в Иране началась исламская революция. Это событие стало важной вехой в мировой истории и привело к созданию по-настоящему уникального теократического государства. Рассказываем, по какой причине произошла исламская революция, какой режим она создала и почему сегодня этот режим дал трещину.
Революция за революцией
Условия для прихода к власти духовенства в Иране начали вызревать с середины XX века. В 1953 году в стране произошел переворот — шах Мохаммед Реза Пехлеви сверг демократически избранное правительство премьера Мохаммеда Мосаддыка. Организацией путча занимались США и Великобритания, они же впоследствии помогли Пехлеви сосредоточить в руках всю полноту власти.
Затем шах объявил «Белую революцию» — агрессивную программу социально-экономических реформ, призванную избавить Иран от пережитков феодализма и модернизировать его по западному образцу. В результате иранское общество в короткие сроки заметно вестернизировалось, население хлынуло в города, а стремительная индустриализация обеспечила Иран десятилетием бурного экономического роста.
Но за внешним лоском успеха скрывались серьезные проблемы. В Иране расцвела небывалая коррупция, основная масса населения продолжала тонуть в нищете, консерваторы остались недовольны слишком быстрыми культурными реформами, а интеллигенцию не устраивала личная диктатура Пехлеви.
Одним из наиболее ярых противников шаха был харизматичный имам Рухолла Хомейни, которого выслали из страны в 1964 г. за критику «Белой революции». Несмотря на ссылку, работы Хомейни продолжали пользоваться популярностью в Иране, и постепенно вокруг его фигуры сформировался необычный союз из секулярной интеллигенции и духовенства, которых объединяла ненависть к монарху.
В 1978 году социальное напряжение достигло точки кипения. Расстрел демонстрации студентов в городе Кум спровоцировал всплеск политического насилия и забастовок. К началу 1979-го ситуация стала неконтролируемой. Мохаммед Реза Пехлеви бежал из страны, а вслед за этим в Иран вернулся Рухолла Хомейни. Армия не стала вмешиваться в конфликт монархистов и духовенства, и уже 1 апреля страну преобразовали в исламскую республику.
Новый режим
Впрочем, победа революции не способствовала демократизации Ирана. Консервативное духовенство быстро прибрало к рукам власть и установило режим жесткой теократии.
Новую конституцию, которую приняли в декабре 1979 года, написали с оглядкой на нормы шариата. По ней же богословы заняли ключевые позиции в государственном управлении. Возглавлять государство отныне должен был Рахбар (то есть лидер), которым мог стать только член специально созданного совета богословов. Первым Рахбаром стал сам Хомейни.
Существенные изменения коснулись и остальных сфер жизни Ирана. Новые власти первым же делом избавились от вчерашних союзников из левого движения, националистов и интеллигенции. Из законов исчезли нормы, гарантирующие женщинам права в замужестве. А внутри страны развернулась масштабная кампания по насаждению исламских порядков и борьбе с западным влиянием.
Делать это помогал Корпус стражей исламской революции (КСИР), который на тот момент был неформальным религиозным ополчением. КСИР занимался запугиванием и репрессиями несогласных политических групп — причем по жестокости он подчас превосходил даже шахские спецслужбы. В ответ противники режима организовали вооруженное сопротивление, которое долгое время не удавалось подавить.
В 1980 году проблемы исламской республики дополнились вторжением из соседнего Ирака, которое вылилось в кровавую восьмилетнюю войну. Иран сражался фактически в одиночку (США и СССР поддержали Багдад), его положение усугубляли экономический кризис и борьба с сепаратистами. Но несмотря на все трудности, ему удалось перевернуть ситуацию в свою пользу — война закончилась без территориальных потерь, а режим аятолл окончательно укрепился.
Реформисты и консерваторы
После войны в иранских элитах начала пробиваться фракционная конкуренция — ее движущей силой стали консерваторы и реформисты. Первые придерживались традиционных социально-религиозных взглядов и выступали за борьбу с Западом. Вторые считали, что многочисленные проблемы республики можно решить только за счет сближения с другими странами и либерализации общественно-политической жизни.
Борьба реформистов и консерваторов определила политическую жизнь Ирана на десятилетия вперед. До середины 2000-х гг. президенты-реформисты Али Акбар Рафсанджани (1989-1997 гг.) и Мохаммад Хатами (1997-2005 гг.) старались проводить либеральные реформы, несмотря на жесткое противодействие традиционалистского крыла в лице аятоллы Али Хаменеи и КСИР. Но впоследствии религиозная верхушка начала закручивать гайки, сокращая представительство умеренных политиков во власти.
В то же время общественная жизнь страны развивалась по своей логике. Экономический бум, высокая степень урбанизации, повсеместное распространение образования и интернета привели к образованию и разрастанию там большой прослойки среднего класса. Эта группа выступала за демократизацию страны и была не так религиозна, пуританские устремления правящего духовенства оказались ей попросту не нужны.
Все это привело к разрыву между консервативным истеблишментом и обществом, разделяющим прогрессивные убеждения. Вместе с ним в политическую жизнь Ирана вернулись и крупные акции протеста. Недовольство усугубилось в 2010-е гг., когда экономическая ситуация в Иране стала стремительно ухудшаться из-за санкций и неэффективной политики властей.
При Хасане Рухани (2013-2021 гг.) власти Ирана купировали общественное раздражение умеренным внутриполитическим курсом. Однако после прихода к власти ультраконсерватора Ибрахима Раиси, который приступил к ужесточению правил общественной жизни, напряжение вновь начало расти.
В конце концов оно вылилось в масштабные акции протеста осенью 2022 года. Их причиной стала смерть 22-летней девушки Махсы Амини от рук полиции нравов, но в лозунгах митингующих стали отчетливее звучать требования об упразднении исламской республики. Обозреватели сомневаются в том, что нынешний кризис сбросить власть аятолл. Но он уже показал главное — интересы теократического режима и иранского общества окончательно разошлись.
━━━━━
Виталий Рюмшин