музыка
DPA
DPA

Боже, храни The Beatles. Или все же The Rolling Stones?

Вспоминаем историю противостояния двух легендарных групп и пытаемся понять, кто из них все-таки круче

16 января отмечается Всемирный день культовой британской группы The Beatles. Именно тогда в 1957 году в Ливерпуле состоялось открытие клуба Cavern, где и дебютировал коллектив. Несмотря на то, что «Ливерпульская четверка» просуществовала всего 10 лет, олдскульные фанаты рок-н-ролла уже больше полувека спорят, кто круче — The Beatles или их непримиримые соперники The Rolling Stones (которые выпускают музыку и по сей день). Мы решили вспомнить историю их противостояния и расставить точки над «i» в этой дискуссии.

Зарождение конфликта

Группа The Beatles сформировалась в 1960-м, а The Rolling Stones двумя годами позднее. Долгое время в народе ходила мысль (которая с годами стала аксиомой), что «роллинги» были созданы как очевидные антагонисты «битлов».

Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр из провинциального Ливерпуля носили элегантные костюмы, коротко стриглись и выглядели скорее как пай-мальчики, нежели рок-звезды. В то же время первоначальный состав столичной группы (Мик Джаггер, Кит Ричардс, Дик Тейлор, Брайан Джонс, Иэн Стюарт и Мик Айвори), напротив, вел себя вызывающе, предпочитал мрачный стиль в одежде и более жесткое звучание.

Во многом на нарочитую агрессивность коллектива повлиял их продюсер — Эндрю Олдхэм, ранее работавший с ливерпульцами. Придя в новый коллектив в 1963 году, Олдхэм вывел из группы Стюарта и помог подписать контракт с крупной звукозаписывающей компанией Decca (при этом «битлам» годом ранее лейбл отказал).

В начале 60-х вражды между группами не было. Еще до подписания «роллингов» на лейбл Леннон и компания приходили в паб в Ричмонде послушать неопытных коллег (которые тогда еще были кавер-группой) и вместе выпить. А позднее The Beatles и вовсе подарили парням хит I Wanna be your Man. К 70-м годам популярность The Rolling Stones заметно выросла, а отношения между коллективами накалились.

В интервью журналу Rolling Stone Леннон обвинил Джаггера в копировании музыки «Битлов» и даже его танцев. И действительно, «роллинги» хоть и иронично, но отсылались к более коммерчески успешным «Битлам». Психоделический релиз Their Satanic Majesties Request стал реакцией на Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, а схожесть между ними прослеживалась не только в музыке, но и обложках.

The Beatles «закончились», а вражда нет

В 1969 году «Стоунс» выпустили Let it Bleed, а через год «Жуки» ответили своей последней пластинкой с похожим названием — Let It Be. Альбом последних записывался в то же время, поэтому у преданных фанатов ливерпульцев было подозрение, что Джаггер вновь подражал конкурентам. Концептуально релизы, само собой, отличались — заглавный трек «роллингов» был посвящен наркотикам и сексу, а проникновенная Let It Be умершей матери Пол Маккартни.

После Let It Be из-за творческих разногласий группу покинул Маккартни, а The Beatles фактически перестали существовать. За продуктивные 10 лет они представили 13 официальных студийных альбомов (против восьми релизов «Стоунс»), что навсегда стало аргументом для их фанатов. Забавно, но из десятилетия в десятилетие участники групп сами подогревали конфликт, лишь временами устраивая перемирие.

В 70-х Леннон утверждал, что Джаггер завидует их успеху, а после гибели Джона обмен колкостями происходил между Маккартни и Ричардсом. Пол припоминал «роллингам» подаренный хит I Wanna Be Your Man и заявлял, что «Битлы» оказали большее влияние на жанр. В 2021 году Маккартни в очередной раз назвал соперников «блюзовой кавер-группой». Ричардс же говорил, что Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band — «мусор», но справедливости ради отмечал, что их ответный альбом Their Satanic Majesties Request был примерно такой же «кучей дерьма».

Мик, в свою очередь, чаще хвалебно отзывался о соперниках и лишь иногда отмечал, что конкуренции между ними и быть не может, ведь «Битлы» распались до того, как появились хорошие звуковые системы: «Они не были стадионной группой и даже не выступали на больших аренах».

Можно ли сравнивать группы?

Сравнивать The Beatles и The Rolling Stones — это все равно, что выбирать между мамой и папой. Любить можно и нужно обоих. Кроме того, в этом споре стоит отметить, что метафорический отец (пусть это будут «роллинги») прожил куда больше своей половинки, а значит, сравнения не совсем корректны. Большинство лучших работ «Стоунс», которые особенно любят критики, вышли после распада конкурентов: Sticky Fingers, Exile on Main Street, Goat's Head Soup, Some Girls и Tattoo You — отличные тому примеры.

«Роллинги», как и «Битлы», вдохновлялись классическим американским роком Чака Берри, Бадди Холли и Элвиса Пресли, но привнесли в него фирменный хаос, грув и экспрессию. «Стоунс» всегда делали это с налетом протеста и под видом плохих парней, любящих запрещенные вещества и табуированные темы. The Rolling Stones показали, что блюз может звучать круто, жестко и иногда — крайне лирично (Love in Vain, Lady Jane, Wild Horses и др.) А панковский образ Джаггера и Ричардса повлиял на Игги Попа, The Ramones и десятки других рок-идолов. В каком-то смысле именно они определили вектор тяжелого звука на десятилетия вперед.

Секрет успеха The Beatles заключался в музыкальном разнообразии и постоянных экспериментах. Несмотря на обвинения Мика в попсовости, Битлы объединяли рок-н-ролл с фолк-роком и народной музыкой в Rubber Soul, пробовали себя в психоделическом роке, не стеснялись раздавать тяжелой музыки с Helter Skelter и даже прикалывались с театральными треками вроде Being for the Benefit of Mr. Kite. Говорить о влиянии «Битлов», c учетом нескольких тысяч каверов на их песни, не приходится.

Но круче-то кто в итоге?

Журнал Rolling Stone ставит на первое место среди величайших групп The Beatles и лишь на четвертое — The Rolling Stones. О чем это может говорить? На самом деле, примерно ни о чем. Как мы уже сказали ранее, выбирать между этими двумя коллективами не стоит.

Даже с учетом многолетнего соперничества, «Битлы» и «Роллинги» всегда признавали мастерство друг друга. В 1988 году Мик Джаггер ввел «Ливерпульскую четверку» в Зал славы рок-н-ролла и назвал музыкантов друзьями, а в 2020-м Маккартни заявил, что между группами много различий, но он все равно любит «Стоунс».

И если вы все же хотите услышать ответ на вопрос «Кто круче?», мы скажем — тот, кто вам больше нравится. The Beatles всегда были влиятельнее и предпочтительнее для многих изданий и критиков, но на наш взгляд, бунтарство и стиль «Роллингов» всегда нивелировали эту разницу.