Haidan/Unsplash
Haidan/Unsplash

«Ездить на том, что есть»: что будет с авторынком РФ в 2023 году?

Россию ждет дальнейшая экспансия «китайцев» и рост отечественного производства. Цены стабилизируются, но уже не вернутся к досанкционным значениям

2022 год нанес тяжелый удар российскому авторынку. После введения западных санкций из РФ ушли многие производители, а импорт резко просел. По оценкам аналитиков, за 2022 год авторынок РФ сократился почти на 60%. Продажи новых машин снизились из-за падения производства и спроса. По-видимому, в 2023 году отрасль ждет плавное восстановление, хотя к досанкционным показателям она вернется еще не скоро. Мы попросили экспертов дать свои прогнозы о том, какие бренды будут лидировать на авторынке, насколько быстро восстановится спрос и как изменятся цены на машины в 2023 году.

Доля «китайцев» вырастет, но разнообразие сохранится

Экспансия китайского автопрома на рынок РФ продолжится в 2023 году. По словам директора Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяны Арабаджи, доля Geely, Chery, Haval и других брендов Поднебесной будет только расти. «Не преодолен дефицит в предложении седанов, лифтбэков, поскольку их сейчас особо нет», — добавила она в беседе с PostNews. Эксперт считает, что китайские производители могли бы занять и эту нишу, хотя ранее традиционно поставляли в РФ только кроссоверы.

Что касается российских моделей, ситуация варьируется в зависимости от сегмента. Например, рынок грузовиков в 2022 году упал несильно, поэтому игроки вроде КАМАЗа и ГАЗа скорее всего сохранят свои позиции в 2023-м, считает Арабаджи. Доля российских грузовиков может даже вырасти, если производителям удастся нарастить выпуск. Восстановление легкового сегмента будет зависеть от объема производства. Этот процесс осложняется дефицитом компонентов, но может ускориться за счет заводов ушедших брендов.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов предполагает, что позиции российских легковых брендов тоже могут укрепиться. «Их хорошо знают потребители, они выпускают широкую модельную линейку», — объяснил он в беседе с PostNews. Баранов ожидает, что разнообразие брендов на авторынке сохранится несмотря на санкции. Этому поможет параллельный импорт, который заработает в полную силу, считает аналитик.

Китай не придет в РФ с массовым производством, но выпуск нарастят отечественные компании

Арабаджи уверена, что традиционные автопроизводители не вернутся на российский рынок, пока действуют санкции. Тем временем китайские игроки не заходят в Россию со своими производственными проектами, потому что опасаются вторичных санкций или ждут более выгодных условий. «На наш взгляд, ожидать, что к нам сейчас кто-то придет с массовым производством, не стоит», — отмечает эксперт. При этом она не исключает, что в 2023 году в РФ запустят новые производства китайских машин под российскими брендами, по примеру «Москвича».

Баранов допускает, что выпуском автомобилей и запчастей могут заняться новые машиностроительные предприятия. Эксперт видит в этом возможность для их расширения. Эта тенденция будет поддерживаться и политикой импортозамещения.

Спрос на новые авто будет восстанавливаться благодаря разнообразию на рынке и льготным кредитам

По мнению Баранова, спрос на авторынке РФ сохранится, но будет сильно зависеть от покупательской способности россиян. «​​Сложная ситуация в экономике повлияла на доходы населения и бизнеса, многие потребители начали экономить, отказавшись от покупки автомобилей», — описывает он итоги 2022 года. Динамика спроса на авторынке также будет зависеть от восстановления импорта и производства, рассуждает аналитик.

«Потребитель у нас привык к широкому модельному ряду, к широкому предложению», — отмечает Арабаджи. Поэтому разнообразие моделей могло бы поддержать спрос на первичном рынке, считает она. Дополнительно спрос могут простимулировать льготные автокредиты. В первую очередь это сделает более привлекательными отечественные бренды, потому что они производятся внутри страны, а значит могут поучаствовать в программе поддержки.

При этом Арабаджи отмечает, что отечественный автопарк остается насыщенным, и это негативно влияет на спрос. «У многих по одной-две машины в семье. То есть, какое-то время люди могут не менять автомобиль, а ездить на том, что есть», — констатирует она.

Цены на машины стабилизируются, но к досанкционному уровню уже не вернутся

Баранов ожидает, что цены на авторынке продолжат рост на фоне общей инфляции. Удорожание машин и запчастей поддержат и западные санкции. Чтобы доставлять в страну готовые авто, детали и оборудование, поставщикам придется налаживать новые логистические маршруты и нести дополнительные издержки. Продавцы будут увеличивать цены, чтобы компенсировать новые расходы.

Арабаджи признает, что к досанкционным уровням цены на авторынке уже не вернутся. Эксперт отмечает, что стоимость машин на первичном и вторичном рынках уже стабилизировалась, и ждать дальнейшего удешевления стоит. Специалист отмечает, что рост цен на автомобили будет зависеть от курса рубля и останется в пределах 5-10%. Более резкое подорожание Арабаджи считает маловероятным, потому что в таком случае потребители попросту откажутся от покупки машин.

━━━━━

Степан Липатов