Старый новый бренд: какие перспективы у «Москвича» на авторынке?
На бывшем заводе «Рено Россия» в Москве запустили сборку автомобилей «Москвич». О возрождении советского бренда сообщалось еще летом после национализации российских активов Renault. До конца 2022 года предприятие выпустит 600 машин, зато уже в 2023-м руководство рассчитывает увеличить объемы до 50 тыс. автомобилей в год. Власти поддержат спрос субсидиями, а первыми покупателями станут таксопарки и каршеринг. Рассказываем, как будет организован выпуск «Москвичей», сколько будут стоить разные модели и что их ждет на российском рынке.
Как устроена сборка «Москвичей»?
После ухода Renault из РФ завод «Рено Россия» перешел в собственность московских властей. В июне бывшее предприятие французского концерна переименовали в «Московский автомобильный завод “Москвич”». Для возрождения советского бренда столичные власти подписали соглашение о сотрудничестве с КАМАЗом, который будет организовывать производство и разрабатывать отечественные модели.
23 ноября завод открыли мэр Москвы Сергей Собянин и ответственный за импортозамещение вице-премьер Денис Мантуров. Первое время под брендом «Москвич» на предприятии будут собирать китайские автомобили компании JAC. В столицу будут поставлять уже собранные двигатели, двери, колеса, кузова и прочие элементы автомобилей из КНР, а российские рабочие будут собирать машины воедино. Такая сборка называется крупноузловой или «отверточной».
Ожидается, что к концу 2022 года завод выпустит уже 600 машин — 400 бензиновых и 200 электрокаров. Продажи начнутся уже в декабре. Собянин рассчитывает, что уже в 2023 году предприятие вернется к мощностям, которые были при Renault. По оценке столичной мэрии, завод соберет 50 тыс. автомобилей в 2023-м, а в 2024 — 100 тыс. Электрокары займут пятую часть всего объема сборки.
Кроме того, до конца 2023 года предприятие планирует перейти и на мелкоузловую сборку. Для этого будут привлекаться местные поставщики запчастей. Производство отечественной модели «Москвича» планируют начать в конце 2025 года, причем приоритетом московское руководство считает производство электрокаров. Возрождение столичного завода обеспечит работой около 40 тыс. горожан, отмечают в Минпромторге.
Какие модели будут выпускать и сколько они будут стоить?
Поначалу «Москвичи» почти не будут отличаться от «Джаков». Благодаря этому автоэксперты смогли выяснить, какие характеристики будут у российских моделей и сколько они будут стоить.
«Модель — 1» — пока единственная официально представленная модель с двигателем внутреннего сгорания. В РФ она получила название «Москвич — 3». Ее будут собирать на основе переднеприводного кроссовера JAC JS4. В зависимости от мотора модель обладает мощностью 118 или 136 л.с., а стоить будет, предположительно, 1,6-2 млн руб. Кроме того, представлена электрическая версия автомобиля «Москвич — 3е» на основе китайского аналога. Его мощность составляет 150 л.с., а заряда хватает на 420 км. Эксперты считают, что стоить электрокар будет не менее 3,2 млн руб.
«Модель — 2». Автоэксперты называют эту модель самой загадочной и интересной. Ее будут собирать на основе кроссовера Sehol X6 (это дочерний бренд JAC), который и на китайский рынок вышел только весной. Его мощность — 150 л.с., остальные технические характеристики близки к предыдущей модели. Среди заметных отличий — более крупный размер и «провокационный» дизайн. Стоимость этих авто может составить 1,8-2,4 млн руб.
«Модель — 3» будут собирать на основе лифтбека Sehol A5 Plus. Кстати, он сам является модификацией другой машины из КНР — JAC J7, которая появилась на российском рынке еще в конце 2020-го. Эксперты отмечают, что «Москвичи» будут отличаться от китайцев повышенной мощностью: 190 л.с. против 136 л.с. у оригинала. Ожидается, что стоить такой автомобиль будет 1,8-2,15 млн руб.
«Модель — 4» — аналог флагманской JAC S7. Это переднеприводный кроссовер с салоном на пять или семь мест и мощностью 150 л.с. При этом предполагается, что «Москвичи» на его основе получат 180 «лошадок». По оценкам экспертов, в максимальной комплектации автомобиль может стоить до 3 млн руб.
Какие перспективы у «Москвичей» на рынке?
Аналитик «Автостат-Инфо» Александр Климнов считает, что на конец 2022 года возрождение «Москвича» стоит считать только PR-проектом. О коммерции можно будет говорить после того, как объемы выпуска вырастут до 10 тыс. единиц в год. Учитывая планы руководства завода на 2023-й, ждать придется недолго. Правда, для распространения электрокаров в стране нужно дорабатывать инфраструктуру, отмечает эксперт.
По мнению специалиста, первыми партиями «Москвичей» заинтересуются в основном такси и каршеринг. Это позволит не только обновить парки на фоне дефицита, но и проверить, насколько хорошо автомобили подходят покупателям. «Потребительская перспектива будет сильно зависеть и от того, какой уровень качества сможет дать производитель, и того, каким реально будет объем производства», — отметил эксперт.
По мнению Климнова, цены на авто отечественного бренда должны быть умеренными, иначе они не будут пользоваться спросом. Российские покупатели привыкли к тому, что местные аналоги должны стоить на 20-25% дешевле иностранных. И хотя первое время «Москвичи» будут российскими только номинально, потребителю не понравится, что они стоят, как импортные JAC или Sehol.
Чтобы поддержать спрос на «Москвич», власти уже пообещали включить его в программу льготного кредитования как минимум до конца 2023 года. Это сделает старый-новый бренд более доступным для россиян и, возможно, поможет ему занять достойное место на авторынке.
━━━━━
Степан Липатов