Nguyen Dang Hoang Nhu/Unsplash
Nguyen Dang Hoang Nhu/Unsplash

«Карету мне, карету!»: как иностранные бренды (не) покидают Россию?

Рынок РФ открыт для иностранных компаний, а вот уйти с него оказывается непросто. Западным холдингам приходится судиться и по несколько раз менять владельцев

Одним из трендов 2022 года стал исход иностранных брендов из России. Однако до сих пор не всем из них удалось покинуть российский рынок. Компаниям из недружественных стран приходится сворачивать деятельность на невыгодных условиях и согласовывать продажу бизнеса с властями. Вместо того, чтобы продолжать работу, компании всячески изворачиваются, чтобы на выходе сохранить свои деньги. Вот только получают они лишь «горе от ума». Рассказываем, как иностранные бренды сейчас заходят на российский рынок и с какими сложностями сталкиваются, пытаясь его покинуть.

«Дверь отперта для званых и незваных»

По сведениям «Коммерсанта», в 2022 году на российский розничный рынок вышли только девять новых иностранных брендов — вдвое меньше, чем в 2021-м. Аналитики объясняют это ухудшением инвестиционного климата в стране на фоне санкций. Выйти на рынок РФ новым игрокам мешают и логистические трудности. При этом около 45 иностранных брендов в прошлом году заявили, что планируют выход в российскую розницу. Три четверти из из них турецкие, остальные — из Казахстана, Китая, Индии, Белоруссии и даже США.

За 2022 год страну покинули более 20 иностранных ритейлеров, почти 30 — приостановили работу. Из-за этого в торговых центрах снижается конкуренция и сокращается ассортимент в некоторых товарных группах. Среди них детские и спортивные товары, электроника и бытовая техника. Однако большинство покупателей пока не заметили дефицита в рознице, отмечают аналитики.

Несмотря на политику импортозамещения Россия остается открытой для зарубежных компаний. «К нам сейчас стучатся турецкие, китайские, индийские, бразильские, иранские партнеры, и для них наш рынок тоже открыт», — говорил глава Минпромторга Денис Мантуров. А вот к уходу иностранных брендов Москва относится строго. Еще в сентябре 2022-го президент РФ Владимир Путин подписал указ, по которому иностранные компании должны согласовывать продажу российского бизнеса со специальной комиссией.

«Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом?»

По данным Financial TImes, из-за строгих правил уйти из России с концами не могут «дочки» около 45 зарубежных банков. Юристы отмечают, что сделки по продаже активов в РФ для иностранцев из недружественных стран становятся все сложнее. В самих кредитных организациях говорят, что у властей РФ «нет стимулов облегчать банкам уход», поэтому покидать страну им придется на крайне невыгодных условиях. Консультанты опасаются, что даже согласованные цены продажи активов могут в будущем сократиться вдвое.

Вывести «дочек» из РФ не получается у австрийского Raiffeisen Bank International («Райффайзенбанк»), итальянского Intesa Sanpaolo («Интеза»), британской компани HSBC. Американская Citigroup вовсе отчаялась уйти с выгодой, поэтому просто решила свернуть бизнес. «Дочка» компании уже продала свой кредитный портфель банку «Уралсиб» и рассчитывает закрыть почти все остальные услуги к концу первого квартала 2023 года. Однако собеседники FT сомневаются, что компании удастся сделать это так быстро.

«А судьи кто?!»

Если иностранные банки держат требования властей, то продавец одежды H&M погряз в судебных тяжбах. В декабре 2022-го торговые центры массово подали иски против ритейлера за неуплату аренды. По данным Российского совета торговых центров, шведская компания в сумме задолжала 1 млрд руб., претензии к ней предъявили не менее 15 арендодателей. Шансы на успех ТЦ в судах очень велик, но у них вряд ли получится взыскать с H&M все долги. Эксперты опасаются банкротства российской «дочки» ритейлера, которая освободит ее от задолженностей.

Тем временем владельцы H&M намерены и сами судиться с российским бизнесом. В ноябре 2022-го ритейлер подал иск против московского ТРЦ «Остров мечты», чтобы вернуть свое имущество из «незаконного владения». В шведской компании утверждают, что сотрудники ТРЦ не давали им забрать собственность из арендованных помещений. Примечательно, что еще в октябре суд взыскал с H&M 538 млн руб. по иску «Острова мечты». Слушания по новому делу начнутся только весной, и пока они не закончатся, шведский ритейлер вряд ли сможет уйти из России насовсем.

«И барский гнев, и барская любовь»

Немецкая сеть строительных магазинов OBI успешно вышла из российского бизнеса, и теперь локальная сеть переходит из рук в руки. За 2022 год она сменила уже трех владельцев в РФ. Первым владельцем стала строительная группа MAX, которая в июле выкупила бизнес всего за 600 руб. Эту цену объясняли не только бегством немецкого холдинга из РФ, но и убыточностью сети.

В следующий раз российская OBI перешла к новому владельцу в октябре. Сделка была покрыта завесой тайны: ее сумма не оглашалась, а большинство акций перешли никому не известному ООО «Лесоперерабатывающий комбинат Бокситогорский». Источники даже рассказывали, что продажа произошла без согласия одного из совладельцев группы MAX.

Наконец, 30 декабря была закрыта сделка по очередной продаже OBI. Теперь сетью владеет компания «Модуль-2», которую связывают с российским холдингом «Синдика». Корпорация в том числе является совладельцем Stars coffee — «наследника» Starbucks в России, которую открывали рэпер Тимати и ресторатор Антон Пинский. По оценкам аналитиков, OBI выкупили за 200-300 млн руб. Несмотря на долги у новых владельцев есть шанс восстановить бизнес, потому что OBI остается «сильным брендом».

«Дома новы, но предрассудки стары»

Тем не менее многие бренды покидают Россию только номинально. Чаще всего компании из недружественных стран передают активы местному менеджменту или корпорациям Турции, Китая или Ближнего Востока. Новые владельцы меняют логотип и название, а после продают товары, как делали раньше.

По этому пути пошли, например, французский L'Occitane (переименовался в «Л’Окситан Рус»), американский Levi’s ( теперь — JNS), финский производитель кофе Paulig (Poetti). Какие-то бренды продают старые запасы товаров, а некоторые готовы открывать и собственное производство. При этом некоторые продавцы прописывают в договорах право вернуться в российский бизнес в течение нескольких лет. Случится это в будущем или нет — зависит, в первую очередь, от развития политической ситуации и российской экономики.

━━━━━

Степан Липатов