музыка
Kiko Huesca/EPA
Kiko Huesca/EPA

Вредно, грубо и очень громко: главные мифы вокруг тяжелой музыки, которые пора забыть

Мы вспомнили историю рока и на примере разных поколений показали, какими мелодичными и яркими могут быть представители жанра

Легендарная американская группа Metallica выпустила клип на песню Screaming Suicide — она войдет в предстоящий альбом под названием 72 Seasons. Несмотря на то, что тяжелый рок уходит своими корнями в 60-е годы и подарил нам множество разноплановых групп, многие до сих пор думают, что поджанр однообразный, немелодичный и вообще это «музыка дьявола, которая звучит в аду». Сегодня мы решили окончательно развеять мифы вокруг хард-рока, металла и других направлений. Главное — не присылайте этот текст вашей бабушке в WhatsApp. Она точно не оценит…

Миф 1. Тяжелая музыка однообразна

Даже если вам нравятся сладкоголосые бойзбенды, рэперы новой волны или техно-диджеи — это не значит, что жанр тяжелой музыки не для вас. Среди хейтеров и тех, кто не сумел проникнуться более грубыми поджанрами рока, существует расхожее мнение, что это немелодичный бессвязный грохот с обилием диких воплей.

Конечно, это не так, а опровержение этого тезиса есть буквально в каждом подвиде — от альтернативного рока до хэви-металла. Первооткрывателями тяжелой музыки в принципе стали культовые коллективы Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple (все были основаны в 1968 году). Первая группа делала акцент на игре барабанщика Джона Бонэма и чуть меньше внедряла жесткие гитарные риффы Джимми Пейджа. Таким образом получался психоделический блюзовый рок с объемным жестким звуком.

Black Sabbath, напротив, намеренно перегружали и выводили на первый план звук электрогитар и баса. Именно в группе Осборна, Айомми, Батлера и Уорда звук инструмента приобрел тяжелый металлический оттенок. Вдобавок к этому — неповторимый агрессивный вокал Оззи (мы уверены, что лучший период бэнда был при нем), мрачная лирика и вуаля — каноничный хеви-металл (и ответ на успех мягких кумиров из Ливерпуля) готов!

Deep Purple, несмотря на постоянные сравнения с коллегами, смогли объединить наработки Sabbath и Zeppelin. Оригинальный состав группы (Ричи Блэкмор, Джон Лорд, Иэн Пейс, Род Эванс и Ник Симпер) создал идеально сбалансированный звук без перекосов в сторону ударных или гитар. Кроме того, Deep Purple с первого дня существования не боялись экспериментов. Отличный тому пример — 12-минутная композиция April — в ней воедино сошлись струнный квартет, хор и уникальная энергетика музыкантов.

Миф 2. Тяжелая музыка немелодична

В 70-80-х тяжелая музыка продолжила экспансию музыкальной индустрии: на сцене появились уже классические AC/DC, Kiss, Queen и Rainbow (группа экс-гитариста Deep Purlple Ричи Блэкмора), небрежные панки Ramones и Sex Pistols, а позднее Metallica и Guns N' Roses. Перечисленные коллективы, определившие рок-звучание на долгие годы, имели мало общего, но зачастую объединялись скептиками по принципу «протестная немелодичная долбежка».

И поскольку мы начали текст с Metallica, то вспомним их трек — Nothing Else Matters. Рок-баллада с простой музыкальной конструкцией и незамысловатыми рифмами казалась проходной любовной песней, которая сильно выбивается из репертуара группы. В итоге Джеймс Хэтфилд все-таки выпустил композицию, и она обросла более мощными смыслами. Фронтмен говорил, что это универсальный трек о любви, братстве и дальней дороге. Кроме того, Nothing Else Matters — идеальный аргумент в споре «Да как можно слушать эту твою Металлику, блин?!»

К 90-м годам рок-сцену захватил Курт Кобейн и его гранжевая Nirvana, немецкие индастриал-металлисты Rammstein, прогрессивный Трент Резнор (NIN), многообразный Мэнсон (Marilyn Manson), нью-металл группа Korn, Radiohead и многие другие. И если Кобейн отложился в умах массового слушателя, как депрессивный, но талантливый музыкант, то Rammstein и Мэнсон всегда представляли собой раскрашенных чудаков с хоррор-плакатов. Что, на самом деле, совсем не так — только послушайте проникновенную Mutter Тилля Линдеманна, которая своей драматичностью не уступает хиту Хэтфилда.

Мэрилин Мэнсон, которого в разные времена обвиняли во всех смертных грехах, тоже любит удивлять мелодичностью и глубокими смыслами. Одной из главных баллад в карьере рокера стала Coma White — в клипе автор вольно реконструировал убийство Джона Кеннеди, а в абстрактном тексте рассказал об обреченной женщине (хотя кто-то считает песню саморефлексивным манифестом). Также советуем послушать фаталистичную, но проникновенную Disassociative.

Миф 3. Тяжелая музыка вредна для здоровья

В нулевых рок и основные флагманы жанра все еще были популярны. Среди самых известных коллективов были поп-панковые Green Day, заигрывающие с рэпом Linkin Park, приторные Coldplay и странные The Skillet. Наверняка вы можете продолжить этот список сами (ведь он практически бесконечен), но стоит ли? С каждым годом с начала 2000-х тяжелой музыки становилось все меньше, а на повестку встал вопрос — можно ли вообще слушать хард-рок и другие ответвления?

Во многом на это повлияли события в школе «Колумбайн» 20 апреля 1999 года, после которых общественность пыталась «отменить» Мэрилина Мэнсона (его музыка якобы вдохновила убийц). Музыкант приостановил тур и заявил, что политикам и СМИ не нужно винить артистов, кинорежиссеров и издателей видеоигр: «Произошедшее — результат невежества, общественной ненависти и повсеместного доступа к оружию».

Со временем скандал поутих, но разговоры о потенциальном вреде для ментального здоровья остались — все же темы текстов мрачные, а порой суицидальные и граничащие с чем-то незаконным. На удивление в споре оказались правы не американские политики, а Мэрилин Мэнсон. Исследователи выяснили, что на состояние подростка (или взрослого) в куда более значительной степени влияют внешние факторы, нежели то, что он слушает. Рок же, в том числе тяжелый, наоборот — может помочь выплеснуть эмоции.

━━━━━

Никита Прунков

Никита Прунков