«Мы изучали крепленые и плодовые вина»: истории студентов необычных специальностей
Самыми популярными направлениями обучения в вузах по-прежнему остаются юриспруденция, экономика и IT, а в последние годы к ним прибавились здравоохранение и педагогика. При всем этом существуют узкопрофильные специальности, о существовании которых некоторые абитуриенты даже не подозревают. Ко Дню студента мы поговорили с будущим виноделом, богословом, биохимиком и лесным технологом о том, что они изучают на своих факультетах и какие планы строят на будущее.
«После выпуска любое химическое предприятие оторвет нас с руками и ногами»
Егор Сухов, 20 лет
факультет лесного хозяйства (МГТУ им. Баумана)
Еще в школе я увлекся химией, поэтому в старших классах стал присматриваться к тематическим факультетам. Решил, что терять нечего — почему бы не попробовать себя реализовать в этом направлении. Сначала подался в пищевую промышленность, но в итоге поступил на бюджет факультета лесного хозяйства в мытищинский филиал МГТУ им. Баумана (в прошлом — Московский государственный университет леса).
Мы изучаем производство древесных плит, пластика и целлюлозно-бумажной промышленности. Сейчас проходим производство смолы и сами ее синтезируем, создаем в лабораториях полимеры из древесных материалов, изучаем работу химических реакторов прямо на заводах.
В университете студенты работают не только с древесиной, но и отходами производств (например, со старыми ненужными плитами и полиэтиленом), которые затем преобразуют в новые полезные материалы — полимерные композиции. Мы постоянно ездим на выставки в экспоцентр и Крокус Сити Холл. Там мы знакомимся со специалистами разных предприятий и берем у них контакты, которые потом наверняка пригодятся.
На первый взгляд может показаться, что такое образование довольно узкопрофильное и мало применимо в обычной жизни, но это не так. Технологи отлично разбираются в бытовой химии, потому что в деталях знают, как протекает любой химический процесс. То есть прежде чем купить чистящее средство, технолог внимательно изучит его состав. Многие считают, что щелочные вещества могут устранять засоры, а на самом деле щелочь хорошо справляется только с жировыми налетами.
После выпуска любое химическое предприятие оторвет нас с руками и ногами — будь это фармацевтическое, пищевое производство и любое другое. Там мы всегда будет особо востребованными специалистами. На начальном этапе стажеры-технологи получают от 50 до 70 тыс. рублей. После стажировки — от 70 тыс. рублей и более.
После бакалавриата я собираюсь продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре, потому что в нашей сфере невозможно вместить все знания в четыре года. Многие однокурсники настроены так же и намерены работать по специальности.
«С однокурсниками мы уезжаем в лагерь, где вместе трудимся, молимся и служим Литургию»
Мария, 21 год
богословский факультет (ПСТГУ)
Сначала я хотела стать актрисой и готовилась к поступлению в пятерку лучших вузов — МХАТ, ГИТИС, Щуку, ВГИК, Щепку. Тем временем родители видели мое будущее в военных погонах. У меня на родине, в Удмуртии, все считают, что в Москве можно устроиться только по связям. Но родители все-таки позволили мне попробовать поступить в актерский.
На прослушиваниях во ВГИК я успевала прочитать по одной строчке из произведений, как меня сразу остановили и поблагодарили за то, что пришла. Помню около МХАТа ко мне подошла девушка взять интервью и спросила, почему я хочу поступить в театральный — тогда мне не нашлось, что ответить. И поняла, что не зря. Мы с мамой стали смотреть запасные варианты и нашли таким образом Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. Стоило нам туда приехать, как я сразу же влюбилась в это место и захотела быть среди этих людей. Я называю тот период своей жизни так — много вопросов без ответов и ответов без вопросов.
В 2019 году об этом учебном заведении мало кто знал, поэтому поступить было несложно. Я поступила на богословский факультет на кафедру классической филологии. Мы изучаем древнегреческий язык и латынь, читаем в оригинале древние тексты — Платона, Аристотеля и других. Если на филфаке МГУ мало изучают христианских авторов, мы делаем на них большой упор. Например, недавно наш университет издал творения блаженного Августина, а сейчас мы участвуем в проекте по изданию работ Амвросия Медиоланского совместно с Амвросианской библиотекой в Милане.
Многие спрашивают, зачем учить эти языки, если на них уже никто не говорит. Но язык создан не только для устного разговора, но и для немого. Я имею в виду, что мы тоже общаемся, но с древними авторами — так ты лучше понимаешь его мысли и идеи. Я вообще не грущу из-за того, что не с кем поговорить на латыни. Хотя у нас есть семинары, где ребята практикуют разговорную латынь.
По-настоящему тепло я буду вспоминать о наших летних лагерях богословского факультета. Мы уезжаем в июле на 26 дней в Тверскую область, где вместе живем в палатках, трудимся, молимся и служим Литургию, ставим спектакли и поем у костра. Все трудности, которые обязательно возникают за это время и с которыми приходится справляться, обнажают тебя, показывают твою сущность: какой ты в труде, усталости, под палящим солнцем. Готов ли помогать и просить помощи, как ты проявляешь себя в ссорах и недопониманиях. Я думаю, лагерь про любовь.
После окончания бакалавриата я планирую пойти в магистратуру на тот же факультет и потом хочу преподавать древние языки. Так как я человек искусства и люблю фотографировать, однажды мне бы хотелось в своей работе совместить науку с творчеством.
«Наш факультет взращивает будущих ученых»
Федор, 20 год
факультет химии (НИУ ВШЭ)
С 7 класса я больше интересовался естественными науками, нежели гуманитарными, поэтому родители отдали меня в Московский химический лицей. Я участвовал в различных олимпиадах, дважды выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников и тогда решил, что раз получается, значит, мое. Так поступил на бюджет в НИУ ВШЭ на факультет химии. Чтобы вы поняли «популярность» направления, скажу, что у нас на всем курсе учится всего лишь 40 человек.
С 3 курса начинается распределение по кафедрам, лично я выбрал изучение органической химии — самый большой блок этой науки, которая рассматривает более 100 млн углеродных соединений. Необходимо понимать, что наш факультет взращивает будущих ученых, то есть как минимум 80% студентов после выпуска пойдут работать в Российскую академию наук.
Я уже занимаюсь научной деятельностью в Институте элементоорганических соединений имени А. Н. Несмеянова РАН и исследую разнообразные реакции, которые приводят к улучшению и расширению способов синтеза лекарств и различных удобрений, а также других полезных органических соединений. Смысл в том, что в процессе синтеза лекарств мы получаем такие отходы, которые потом можно использовать в качестве удобрений.
В дальнейшем я планирую продолжать свой научный путь в магистратуре и аспирантуре либо в российском, либо в американском вузе. Есть большое количество нереализованных идей, для которых нужно время. То есть какой-то конкретной цели я не преследую — вроде того, чтобы изобрести лекарство от рака, потому что вредно ограничивать поле своих исследований. В фундаментальной науке много случайностей, поэтому сложно предсказать, куда заведет тебя работа. В идеале ученые из одной области курсируют в другую, и я собираюсь делать так же.
«Виноделие началось только на 3 курсе, тут-то мой интерес к специальности и проснулся»
Егор, 23 года
факультет технологии бродильных производств и виноделия (МГУПП)
В позднее школьное время я любил выпить, и меня заинтересовал алкоголь как предмет для исследования. Когда я сдал ЕГЭ и изучал, куда бы поступить, то вспомнил, что мой друг учится на технолога табачных изделий в пищевом институте. Съездил к нему посмотреть университет, а там везде столы с едой и питьем, везде накормят и напоят. И я подумал, а зачем мне еще куда-то поступать? Сразу же подал документы на технолога бродильных производств.
Редакция PostNews не поддерживает употребление табачной и алкогольной продукции.
На первых курсах мы изучали химию, проходили, как вообще устроены вещества, с которыми нам предстоит работать, основы технических производств, экономику и экологию. Нам рассказывали, как экологизировать производство, чтобы снизить вред для окружающей среды.
Сейчас я понимаю, что все эти дисциплины были заточены больше на то, чтобы мы научились думать, решать задачи разного профиля и принимать решения. Виноделие началось только на 3 курсе, тут-то мой интерес к специальности и проснулся. Специалисты в этой сфере рассказывали о технологии производства крепленых, плодовых, игристых и других вин. Мы узнали не только как создается вино, но и как делать это хорошо и качественно.
Кроме винных, мы изучали водочные и ликерные изделия. Я сильно удивился, когда узнал, что в России работает целое учреждение, занимающееся этим — Всероссийский научно-исследовательский институт пищевой биотехнологии. То есть представьте, что там трудятся доктора наук, которые свою жизнь положили на то, чтобы нести свет в ликеро-водочную промышленность.
На 4 курсе я понял, что хочу отойти от привычного алкоголя, и решил заняться разработкой «полезного алкоголя». При том добрая половина моих одногруппников после получения бакалавриата отправилась работать на винодельни и пивоваренные заводы. Я же продолжил обучение в магистратуре, оставил эту индустрию и углубился в изучение безалкогольных напитков ежедневного потребления, которые могли бы приносить пользу организму.
Обратите внимание, как мало в магазинах б/а полезных напитков отечественного производства. А если и есть, то, скорее, зарубежные и дорогие. Вот я планирую это исправить. Вообще, безалкогольные напитки проще производить и декларировать. К тому же в последнее время они находят больший отклик у потребителя, по сравнению с крепким алкоголем. Потому что люди стали более осознанно смотреть на свое питание и образ жизни. И это радует.
━━━━━
Эльвира Асмакиян