Главный фильм о Холокосте: почему «Список Шиндлера» стал культовым
27 января — Международный день памяти жертв Холокоста. Одним из главных фильмов о трагедии считается «Список Шиндлера» Стивена Спилберга — он вышел 30 лет назад, получил множество наград и закрепился в топе лучших картин всех времен. Мы постарались разобраться, как Спилбергу удалось тронуть столько зрителей, а заодно собрали список из пяти менее известных фильмов о войне, которые заслуживают внимания.
Почему фильм считают великим?
Картина снята по книге Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера». В центре сюжета — немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер ( Лиам Нисон). В 1939 году он приезжает в польский Краков, чтобы организовать фабрику по производству эмалированных изделий. В городе он знакомится с высшим руководством немецкой армии и членами СС и получает разрешение взять на работу на завод евреев из гетто. Когда фабрику закрывают, евреев решают отправить на уничтожение в Освенцим. Шиндлер начинает создавать списки, чтобы постараться спасти людей.
В основе трехчасового фильма лежат два классических культурных конфликта: борьба между жизнью и смертью и противостояние героя с антагонистом. Причем героем в фильме выступает как конкретный персонаж — Оскар Шиндлер, который борется с комендантом концлагеря Амоном Гете, так и весь еврейский народ, который противостоит разрушающей репрессивной нацистской «машине».
Спилберг плавно и кропотливо выстраивает сюжет. Знакомство с главным героем Шиндлером начинается не через классическое представление и жизнеописание персонажа, а через операторскую работу. Камера следит за его походкой, движениями, выделяет сильные и волевые черты лица. При этом Шиндлер не показан как идеальный и правильный борец со злом — у него полно недостатков.
Чтобы подчеркнуть контраст между Шиндлером и евреями, Спилберг показывает быт героя — это идеально выглаженные рубашки, пиджаки, портсигар, запонки, пачки денег, шикарная квартира (из которой ранее выселили людей), красивые девушки рядом. Поступки Шиндлера — не всегда благородные: нескольких людей он спасает из корысти ради бизнеса. Герой не выглядит плоским, от того и интересно следить за его развитием.
Антагонист в фильме — комендант концлагеря Амон Гет (Рейф Файнс). Он отправляет людей на смерть и принимает другие бесчеловечные решения так же легко, как бреется. От него становится жутко, потому что зритель понимает: убийства для Гета — обыденность. Сам комендант — красивый, статный, стильный мужчина с абсолютно леденящим пустым взглядом. Когда Гет появляется в кадре — все будто замирает в ожидании приговора. Этот эффект передается и через экран.
Третий герой фильма — коллективный. Это еврейский народ. Спилберг обнажает и подчеркивает все ужасы нацистского режима не только через зверства (казни, массовые сожжения трупов, издевательства), а через тот эффект, который они оказывают на евреев. Люди превращаются в безвольное стадо, неспособное ни на какое действие. Их личность полностью подавлена, они примирились со смертью и превратились в живые трупы. В конце фильма советский солдат заходит на бывшую фабрику и видит толпу потерянных людей — они не понимают, что им делать, куда пойти и как вообще дальше жить.
Весь фильм строится на контрасте красоты и ужаса. Кадры выстроены идеально, зачастую симметрично, и сопровождены красивой классической музыкой. Именно это сочетание дает максимально жуткий эффект: немецкий солдат истерично смеется на фоне горящих трупов, офицер играет на рояле, пока расстреливают евреев, девочка в красном пальто идет на фоне общего кошмара. Эстетизация зверств вгоняет зрителя в состояние замешательства и сильнее захватывает чувства. При этом фильм не наносит травму психике: картину можно смотреть и анализировать.
Вся эстетика смерти в фильме нужна для одного: показать, почему нацизм в свое время завоевал умы и сердца миллионов людей. В Третьем рейхе романтизировали смерть, облачая ее в красивые наряды, стильные мундиры и яркие фразы. Спилберг препарировал подобную концепцию на экране и показал каждому зрителю, в чем ее истинное уродство.
Какие еще смотреть фильмы про войну?
Такие фильмы смотреть тяжело и страшно. Но их главная задача — не развлечь зрителя, а изобличить ужасы войны и показать, как низко может пасть человек. Мы собрали несколько картин на подобную тематику: от театральной драмы до советской классики.
«Ночь и туман», 1956
Это документальная короткометражка Алена Рене (длится всего 32 минуты). Она названа в честь директивы Адольфа Гитлера Nacht und Nebel. Фильм показывает реальные кадры из концлагерей, чередуя их с современной съемкой. Закадровый голос рассказывает о том, как распространялась нацистская идеология и какие зверства творили преступники: от пыток и казней до медицинских экспериментов.
Фильм производит жуткое впечатление из-за натуралистичности и правильно подобранных кадров, которые давят на психику зрителя. Короткометражка Рене включена в программу французских школ.
«Судьба человека», 1959
Это кинодебют режиссера Сергея Бондарчука. Фильм снят по рассказу Михаила Шолохова. Главный герой — шофер Андрей Соколов (его играет сам Бондарчук) — получает контузию и попадает в мясорубку концлагеря. Ему чудом удается бежать, но оказавшись на Родине, Соколов узнает, что вся его семья погибла. Герою предстоит понять, как жить дальше.
У фильма высокий рейтинг: на «Кинопоиске» — 8,4, на IMDb — 8. Кино бьет своими образами в лоб: от ужасов концлагеря и зверств нацистов сжимается сердце, от непоколебимой силы духа маленького человека наворачиваются слезы. Бондарчук поставил перед собой цель показать всю антигуманность войны не через пафосные и громкие сюжеты, а простую историю жизни шофера.
«Суд над богом», 2008
Это британский телеспектакль режиссера Энди де Эммони. Действие происходит в Освенциме. Группа заключенных-евреев решает устроить суд над богом в попытках понять, почему он их покинул и допустил массовый геноцид.
В фильме нет сцен казней, пыток, массовых жертв. Вместо этого — диалоговая драма, в которой обезумевшие люди пытаются найти ответ на вопрос: «Почему с ними все это происходит?» Хоть в конце фильма трое «судей» выносят вердикт, у каждого героя все равно остается свое мнение. Один из выводов картины: если в вашем сердце есть бог, вера и огонь, то вам проще пережить мучения и остаться человеком. Но главный вопрос: как сохранить все эти качества в смутные времена?
«Сын Саула», 2015
Это первый полнометражный фильм венгерского режиссера Ласло Немеша. Действие происходит в 1944 году в Освенциме. Главный герой Саул Ауслендер ( Геза Рериг) — член зондеркоманды. Саул становится свидетелем смерти мальчика, и ему начинает казаться, что тот его сын.
В центре фильма — деформированная личность героя и его маниакальное желание похоронить ребенка. Режиссер перед зрителем препарирует оцепеневшую и уничтоженную душу героя. Критики предположили, что прототип Саула — апостол Павел (до встречи с Христом его звали Саул или Савл). Это подчеркивает перерождение персонажа от соучастия в преступлениях, пускай и невольного, до попытки прикоснуться к богу.
«Рай», 2016
Режиссер фильма — Андрей Кончаловский. В главной роли сыграла его жена — Юлия Высоцкая. Действие разворачивается в 1943 году. Ольга — русская аристократка и участница французского Сопротивления. Нацисты арестовывают девушку за укрытие еврейских детей и отправляют в концлагерь. Там у Ольги случается болезненный роман с офицером СС Хельмутом. Он даже хочет спасти девушку из концлагеря и бежать вместе с ней в Южную Америку.
Картина вышла интернациональной. Русскую героиню играет актриса из России, немца — актер из Германии, француза — из Франции. Это добавляет аутентичности повествованию. У Кончаловского получилось добиться эффекта сочувствия к каждому из персонажей и объяснить их мотивацию. Одна из главных линий фильма — это жизнь офицера СС. Хельмут — немецкий аристократ с кристальной честностью и верностью, переживающий за отечество и его судьбу после унизительного Версальского мира. В какой момент истинный патриот начинает сжигать людей? На этот вопрос нужно ответить нам всем.
━━━━━
Мария Измайлова