Поцелуй от Бога или тяжелая работа: существует ли талант по науке?
Не всем одинаково легко даются одни и те же вещи: кто-то хорошо танцует, а кто-то хоть и не может повторить простейшие движения, прекрасно поет. А бывает и так, что человек на раз два справляется с трудными математическими задачками. Принято считать, что люди попросту в большей или в меньшей степени талантливы в той или иной сфере, однако так ли это? Правда ли, что природа определяет то, к чему мы будем предрасположены и то, в чем достигнем успеха? Разбираемся.
Практика, практика и еще раз практика
Именно так понимает «призвание» когнитивный психолог Андерс Эрикссон: он и его коллеги доказали, что выдающихся результатов добиваются те, кто много и целенаправленно тренируются. Согласно их исследованиям, человеку требуется в среднем 10 лет упорного труда, чтобы мастерски овладеть интересующей его областью: при этом необходим высокий уровень мотивации, а также грамотное наставничество со стороны старших специалистов.
Все это помогает человеку выйти за пределы собственных возможностей и завоевать звание «талантливого гения».
Эффективность правила 10000 часов была доказана экспериментально: ученые опросили три группы студентов-скрипачей в Академии музыки в Берлине. Первая состояла из солистов мирового класса, вторая — тех, кого называли перспективными, а третья — учеников, которые вряд ли построят профессиональную исполнительскую карьеру.
Оказалось, что вся разница между ними заключалась в том, сколько времени они потратили на практику: к 20 годам у лучших студентов набралось 10000 часов занятий, а у худших — около 4000.
Такой подход работает и в других областях: например, математике, физике, медицине и спорте.
Неужели дело только в этом?
Исследования 2014 года показали, что длительность преднамеренной практики объясняет только 30% различий в результатах, которые демонстрируют те, кто занимаются музыкой и шахматами. За ставшиеся 70% в ответе другие предпосылки. Таким образом, правило 10000 часов верно не для всех: некоторым требуется гораздо больше или гораздо меньше времени для того, чтобы стать экспертов в выбранной области.
Например, четырехкратная чемпионка мира по триатлону Крисси Веллингтон не участвовала в профессиональных соревнованиях до 30 лет, однако взяла золото на первом же международном чемпионате. На это спортсменке потребовалось меньше года.
Таким образом, нельзя сказать, что талант это исключительно упорство: ученые рассматривают его, как набор личностных характеристик, которые ускоряют освоение того или иного навыка. При этом важна именно совокупность всех ментальных и физиологических особенностей человека: именно это уникальное сочетание и позволяет нам по-разному реализовываться в одних и тех же областях.
А что насчет вундеркиндов?
Принято считать, что гении — воплощение таланта: эти люди демонстрируют поразительные результаты с самого раннего детства. Чаще всего они достигают того же уровня мастерства, что и взрослые к 10 годам. Например, академический вундеркинд Майкл Кирни заговорил в возрасте четырех месяцев, а в 10 лет уже окончил колледж.
По словам психологов, которые работают с такими людьми, та одержимость, с которой они относятся к своему призванию, обусловлена стремлением их мозга получить подходящую его когнитивным потребностям интеллектуальную стимуляцию.
Однако дело не только в физиологических особенностях: зачастую люди с неисчерпаемым потенциалом так и реализуют его из-за особенностей их социализации, эмоционального состояния, а также среды, в которой они росли. Например, сколько женщин-гениев были забыты из-за того, что у них не было возможности получить образование? С другой стороны, сколько уникальных программистов так и не смогли прикоснуться к компьютерам из-за того, что родились не в то время или не в том месте?
Таким образом, нельзя отрицать тот факт, что врожденные особенности человека влияют на то, какую сферу ему будет проще освоить, однако упорный труд и подходящие жизненные условия с большей степенью определяют то, каких успехов он добьется.