Станислав Красильников/ТАСС
Станислав Красильников/ТАСС

«Тодоренко учила меня новым элементам»: интервью с призером Олимпиады Александром Энбертом

Бывший спортсмен поделился мнением о последних событиях в мире фигурного катания

С начала года в фигурном катании прошло сразу несколько значимых событий. Завершились Кубок первого канала в Москве и чемпионат Европы в финском Эспоо, Алена Косторная объявила о переходе в парное катание, завершился сезон «Ледникового периода».

Редакция «НА СПОРТЕ» обсудила эти темы с серебряным призером Олимпиады-2018 Александром Энбертом. Он также рассказал о работе с Евгенией Медведевой и Региной Тодоренко, а также поделился мнением о возможном участии Евгения Плющенко и Алексея Ягудина в мартовском турнире шоу-программ.

— В Финляндии прошел чемпионат Европы. Следили за турниром или без россиян он неинтересен?

— За турниром следил. Во-первых, комментировал пары, и за ними очень внимательно смотрел. Во-вторых, все равно международное фигурное катание смотреть иногда любопытно. Конечно, европейское не такое интересное, как общемировое. Во многих видах даже чемпионат четырех континентов поинтереснее.

— В каких дисциплинах вы бы ждали медалей от россиян, если бы они участвовали?

— На чемпионате Европы-2022 россияне показали прекрасные результаты. В двух видах заняли пьедестал полностью. Думаю, что и в этом году в одиночном женском катании и в парах можно было ожидать такое.

В мужском одиночном катании немножко посложнее. Нашим спортсменам пришлось бы побороться. Но вспоминая чемпионат России, думаю, что было бы возможно претендовать не только за медали, но и за первое место.

В танцах на льду мы бы тоже могли составить конкуренцию европейским парам. Однако чемпионат России показал, что здесь у нас есть определенные проблемы, поэтому тут нам было бы сложнее всего. Но Елизавета Худайбердиева и Егор Базин — абсолютно конкурентноспособная пара, которая могла бы сражаться и завоевывать медали. К сожалению, мы этого не узнаем. Сложно дистанционно сравнивать. Будем ждать, когда наши спортсмены снова смогут выступать на международной арене.

— А какие впечатления оставил Кубок Первого канала, который прошел перед чемпионатом Европы?

— Абсолютно положительные впечатления. Очень добрый турнир. Формат позволяет сплотить и ребят, и болельщиков. Поддерживаешь не отдельных ребят, а целую команду. В фигурном катании командный турнир — это другие эмоции. Я вспоминаю это и как спортсмен, и как зритель. Ощущение переживания за коллектив оставляет приятные эмоции.

Кубок первого канала показывает, что у нас прекрасный уровень фигурного катания и сильные спортсмены. Для меня было интересным противостояние Загитовой, чья команда уже дважды победила на турнире, и Валиевой, которая выступила новым лидером команды синих. Было любопытно, как Камила в первый для себя год будет бороться с опытной Алиной.

— Не скучно, когда турнир три раза подряд выигрывает одна команда?

— Алина уже ответила на этот вопрос на пресс-конференции. Оставим ребятам возможность комментировать. Я тоже думаю, что побеждать никогда не скучно. Мы катаемся ради побед. Не скучно было, когда Евгения Медведева выигрывала все турниры три сезона подряд, когда Алина Загитова побеждала, когда Камила Валиева становилась первой на всех соревнованиях? Наши девочки на каждом турнире завоевывали медали, наши пары на чемпионате Европы постоянно побеждают. Мне не скучно, я такое люблю.

— В этом сезоне много шоу-прокатов. Не вредит ли это обычным соревнованиям? Например, на чемпионате России Кондратюк снялся с произвольной программы, но сказал, что не может отказаться от участия в новогоднем шоу.

— В нынешнем сезоне наши спортсмены отстранены от главных международных турниров. Возьмем тот же Кубок Первого канала. Выступить на большую публику на большом стадионе с телевизионной трансляцией — это определенные нервы. Твоя нервная система должна находиться в определенном тонусе. И классно, что организуются крупные турниры внутри России.

С ледовыми шоу то же самое. В отсутствии международных соревнований такие выступления — это способ поддерживать хорошую форму, как физическую, так и эмоциональную. Большое количество прокатов перед публикой — это волнительно, но полезно.

По поводу Марка мне сложно что-то прокомментировать. Только спортсмен знает свое состояние. Конечно, откатать две программы на чемпионате России, включая произвольную с большим количеством четверных, и откатать программы на шоу — абсолютно разные нагрузки. Во время шоу набор элементов больше растянут по времени. Здесь спортсмен с тренером решает, на что у них хватает сил и подготовки. После травм или болезней к шоу гораздо легче восстановиться, чем для чемпионата России, где нужно показать свой максимум и максимум возможностей человека. Я по себе знаю, что сниматься с соревнований — вообще не классное ощущение. Ни один спортсмен не любит этого делать.

— В марте в Москве пройдет турнир по шоу-программам. Будете участвовать в нем?

— Я бы очень хотел. Интересный формат, практически не оставляющий границ для творчества. Мне самому будет интересно, что представят спортсмены. К сожалению, у меня и моей спортивной партнерши Натальи Забияко сейчас нет возможности тренироваться вместе. С ней не получится подготовить программу. Может быть, я придумаю что-то другое.

— Многие хотят увидеть там прокаты Плющенко и Ягудина. Как относитесь к их соперничеству?

— Это классическое противостояние. Наблюдать за борьбой равных по силе, технической оснащенности и харизме спортсменов — это интересно. Я помню борьбу Плющенко и Ягудина, это двигало фигурное катание вперед. Ребята старались находить интересные программы и образы. Это подогревает зрительскую любовь. Потом мы видели противостояния Загитовой и Медведевой, затем Щербаковой, Трусовой, Косторной, Валиевой. Я рад, что новые прокаты Евгения и Алексея могут состояться. Не знаю, будут ли они заявляться, но уже сама идея мне интересна.

— Недавно Евгения Медведева назвала вас учителем и поблагодарила за то, вы научили ее парным элементам. Насколько легко было работать вместе?

— Очень легко. Во-первых, мы на тот момент были хорошо знакомы. Во-вторых, работать с таким подготовленным, координированным и так много умеющим в фигурном катании человеком очень просто. Она прекрасно чувствует свое тело и быстро все осваивает.

Работа в паре подразумевает общение, и эта составляющая тоже была классной. Мы с Женей очень классно общались. Но мы не готовились ни к какому турниру, а разучивали элементы для себя. И так случилось, что это пригодилось в спектакле «Анна Каренина». В спокойной атмосфере мы успевали и поболтать. Это интересный промежуток времени, который доставил мне удовольствие.

Александр Энберт и Евгения Медедева во время выступления в гала-шоу «Ледниковый период» (Валерий Шарифулин/ТАСС)
Александр Энберт и Евгения Медедева во время выступления в гала-шоу «Ледниковый период» (Валерий Шарифулин/ТАСС)

— Алена Косторная перешла в парное катание. Вы катались с Катариной Гербольдт, которая тоже осуществила такой переход. Что самое сложное для одиночницы, когда она меняет дисциплину?

— Есть ощущение, что самое сложное Алена уже прошла. В разных шоу она попробовала все парные элементы. Мы уже видели в соцсетях тройной выброс в ее исполнении. Мне кажется, что она имеет представление о парном катании. И болельщики убедились, что она может исполнять элементы.

Сложно пересилить себя и довериться партнеру. В одиночном катании ты полностью все контролируешь и сам отвечаешь за свои элементы. Тебе в принципе никто не нужен. Сам рассчитываешь силы и темп, делаешь прыжки и вращения. В парном катании нужно довериться партнеру, особенно на выбросах и подкрутках. Нужно быть уверенным, что не только ты все сделаешь правильно, но и партнер. В какой-то момент ему нужно не помогать, а просто дать делать свою работу. Это может быть сложно для одиночника.

Алена уже попробовала это. Видно, что у нее нет страха исполнения парных элементов. Она действительно может работать в команде и доверять партнеру. Самый сложный психологический барьер Косторная уже преодолела. В техническом плане я не могу представить каких-то трудностей для такого подготовленного человека, который прекрасно владеет коньком в плане скольжения, умеет делать все тройные и аксель в три с половиной оборота. Я просто надеюсь, что она полностью восстановится от всех травм.

— У вас сейчас есть любимая пара? За кого больше всего переживаете?

— Я в этом плане предвзят. Мы очень много работали с Женей и Вовой. Мы были в одной команде, и к Олимпиаде в Корее прошли весь цикл вместе. У нас были одни сборы, мы вместе тренировались и выступали в команде на Играх. Я за ребят очень болею, они мои друзья и моя любимая пара.

— Давайте поговорим про «Ледниковый период». Какие впечатления у вас остались от прошедшего сезона? Чем он отличался от прошлых?

— Впечатления прекрасные. Мне довелось принять участие в трех последних сезонах. Прошедший для меня отличался тем, что было две команды специалистов. Я впервые на «Ледниковом периоде» поработал с Александром Жулиным, было интересно. Мы с ним работали в спорте, но это другое. Шоу открывает для тебя колоссальную возможность для творчества. Ты можешь поставить намного больше ярких программ, нет никаких ограничений.

Впервые мы с партнершей по «Ледниковому периоду» начали не с нуля. Обычно мы приходили, и партнерша только-только вставала на коньки. Делалась большая работа в плане базового обучения фигурного катания. В этом сезоне все участники и участницы уже были в «Ледниковом периоде», и Регина уже имела представление, как делать не только простые, но и сложные шаги. В 2020 году она вместе с Ромой Костомаровым заняла третье место, они ставили сложные программы и прекрасно катались. Новая партнерша — это каждый раз новые идеи, впечатления и креатив. В этом плане каждый «Ледниковый период» — это что-то особенное.

— Расскажите больше о работе с Региной Тодоренко. Несмотря на то, что вы уже опытные участники, удалось научить чему-то друг друга?

— Каждый год мы многому друг друга учим. На «Ледниковом периоде» некреативных людей не бывает. Это интересные люди во многих направлениях. Когда ты работаешь с таким человеком, ты постоянно чему-то учишься — актерскому мастерству, подаче, работе на сцене, взаимодействию со зрителями. Каждый человек приносит с собой идеи.

Регина тоже много внимания уделяет актерской карьере, уже снималась в сериалах. С ней было интересно работать не только в плане творчества, но и в плане фигурного катания. Регина тоже меня чему-то учила. Она с Романом выучила очень много интересных танцорских поддержек. Я все-таки парник, поэтому прекрасно знаю миллионы вариаций высоких поддержек, но низкие танцорские поддержки — не моя профильная деятельность. Регина рассказывала, какие вещи она делала с Ромой, и мы это пробовали, находили свои варианты. В этом сезоне впервые партнерша мне что-то рассказывала про фигурное катание.

— Может, вы тогда в ответ научили Регину чему-то по актерскому мастерству?

— Я надеюсь! Это Регина уже лучше расскажет. За длительную спортивную карьеру в фигурном катании мы много работаем с хореографами и специалистами по актерскому мастерству, чтобы доносить свою идею на льду. Если у меня получилось Регину научить каким-то актерским приемам, я буду только рад.

— Как считаете, что сложнее в «Ледниковом периоде» — научиться кататься или попробовать новую профессию и стать ведущей, как это сделали Загитова и Щербакова?

— Интересный вопрос. Наверное, это все же слишком разное. Нелегко и учить человека, который не был близок к фигурному катанию. Ты должен одновременно и тренировать, и что-то делать в паре. Но это очень интересно.

Стать ведущей тяжело. Сложно перейти от работы телом к работе речью. Здесь есть миллион своих нюансов. Думаю, что в этом году Анна прекрасно влилась в коллектив и дебютировала в роли ведущей. Очень ладно разговаривала, задавала интересные вопросы и хорошо выглядела в кадре. Ее дебют получился на пять с плюсом, без сомнения.

— Может, в следующем сезоне будет три ведущих? Кто из действующих фигуристов хорошо бы подошел на эту роль?

— Не попробовав, не узнаешь. Для любой профессии нужен определенный склад ума и навыков. Так сказать, у кого получилось бы, а у кого нет, сложно. Как мы видим, у наших девочек это у всех неплохо получается. У Евгении Медведевой прекрасно получалось вести «Ледниковый период. Дети». Алина Загитова третий сезон прекрасно чувствует себя в кадре, уже как рыба в воде. Анна Щербакова первый год попробовала, и вышло прекрасно. У нее с первого раза все, как нужно.

Здесь давайте обопремся на статистику и скажем, что у всех наших девочек, кто пробует, очень хорошо получается! Думаю, что и нынешние спортсменки, кто сейчас катается, в будущем имеют шансы стать прекрасными ведущими.

— Фигуристы очень востребованы и в пик карьеры, и после ее завершения. Почему в России так любят этот спорт?

— Во-первых, нужно сказать большое спасибо фигуристам, которые этот спорт делают интересным. Не было бы конкуренции и таких программ, не было бы и такого интереса зрителей. Только участники могут сделать этот вид интересным. Это ключевая и самая значимая причина.

Во-вторых, «Ледниковый период» привносит определенную популярность. Есть аудитория, которая смотрит соревнования и выбирает фигурное катание из-за любви к спорту, ради борьбы и интересных атлетов. А есть аудитория, которая к спорту относится намного спокойнее. И когда они видят такое шоу на Первом канале, им становится интересно. Думаю, программа вносит вклад в популяризацию этого спорта. Многие родители, видя «Ледниковый период» и то, каким красивым может быть катание, отдают своих детей в секции, сами следят за спортом и хотят посещать турниры.

В-третьих, у нас зимняя страна. У нас в некоторых регионах зима длится и по семь месяцев. Думаю, во многих местах есть залитый лед, где играют в хоккей и занимаются фигурным катанием. В Москве сколько катков залито, и люди прекрасно чувствуют себя на льду. Это массовое развлечение и интересное зрелище.

— Какие у вас планы на этот год? Где вас можно будет услышать и увидеть?

— Увидеть и услышать меня можно будет в фигурном катании. В этом году с первого числа у нас были выступления в рамках тура «Зима в Подмосковье» и ледовой сказки «Морозко». Думаю, весной будет тур по «Ледниковому периоду». Я буду рад с Региной откатать какие-то программы. Может, придумаем еще какие-то варианты. В прошлом году у нас с Татьяной Волосожар было классное и интересное выступление. Буду рад, если в этом сезоне получится еще выступить с ней и показать наши программы.

Думаю, что «Анна Каренина» в этом году состоится. Прекрасный спектакль, который Илья Авербух показывал всего несколько раз. Мне очень понравилось комментировать этот чемпионат Европы. Буду рад сделать это в будущем. Так что будем видеться часто в рамках фигурного катания. И всегда с удовольствием.

━━━━━

Михаил Целиков