книги
Tom Hermans/Unsplash
Tom Hermans/Unsplash

Что полезнее и эффективнее: читать книги или слушать их в аудиоформате?

Аудиокниги и традиционные книги способны расширить знания, укрепить память и обострить умственные способности. Но что делает это лучше?

Воспользоваться всеми преимуществами чтения бывает непросто. Наше внимание постоянно отвлекается на другие виды развлечений. Одним из самых креативных и эффективных решений является аудиокнига. Но в чем преимущества прослушивания аудиокниг по сравнению с чтением? Что лучше: читать или слушать? Разбираемся.

Что лучше при запоминании информации?

По большей части чтение книги и прослушивание ее в виде аудио — относительно одно и то же. Они дают схожий опыт, и информация, которую мы получаем, очевидно, одна и та же. Разница заключается в том, как информация расшифровывается мозгом.

Разговорный язык обрабатывается иначе, чем письменный, и включает совершенно другой процесс. Слушание задействует слуховой центр мозга, тогда как чтение включает, среди прочего, зрительную кору. Сюда входят лобные доли (участвующие в когнитивной обработке, внимании, рассуждениях, беглости чтения и понимании языка), височные доли (память), теменные доли (обработка речи), затылочные доли (визуальная обработка слов на странице) и мозжечок (управление моторикой, связанное с обработкой изображений, т. е. перемещение зрачков по словам).

Несмотря на то, что расшифровка сообщения осуществляется по-разному, конечный результат относительно одинаков. Конечно, это также зависит от материала для чтения, который мы пытаемся переварить. С книгами, из которых мы пытаемся извлечь уроки, все будет иначе. Сравнение чтения и аудиокниг показало, что, когда нужно запомнить большой объем информации, учащиеся лучше справляются с викторинами после прочтения материала, чем после прослушивания его в форме аудиокниги или подкаста.

В чем преимущества чтения над аудиокнигами?

Последовательная практика чтения также укрепляет способность к общению и улучшает словарный запас, способность рассуждать, концентрироваться и развивать навыки критического мышления. Чтение способствует развитию эмпатии, социального восприятия и эмоционального интеллекта. Эти когнитивные процессы способны привести к большей продолжительности жизни. Например, исследователи из Йельской школы общественного здравоохранения обнаружили, что чтение книг снижает смертность среди читателей на 20% по сравнению с теми, кто не читает.

Не только это, но и сохранение информации при чтении также происходит намного быстрее, чем при прослушивании. Частично это связано с тем, что при чтении в среднем потребляется больше контента: средний взрослый способен читать 250-300 слов в минуту, а скорость речи становится труднее понять, когда она превышает 150-160 слов в минуту. Чтобы нарисовать более ясную картину, средний читатель со скоростью чтения 250 слов в минуту прочитает 15 тыс. слов за час. За тот же час прослушивание аудиокниги будет означать прослушивание всего 9000 слов. Разница в 40% благоприятствует чтению.

От 10 до 15% движений глаз во время чтения являются регрессивными — это означает, что глаза возвращаются и перепроверяют материал. Это происходит очень быстро и как бы органично встраивается в процесс. Подобное улучшает понимание, словно слушатель просит говорящего подождать или повторить что-то. Теоретически вы также можете сделать паузу или вернуться назад во время прослушивания аудиофайла. Но это более проблематично, нежели просто перевернуть страницу. Могут пройти секунды (или минуты), прежде чем мы вырвемся из маленьких мысленных задержек и переориентируем наше внимание, как утверждает Дэвид Дэниел, профессор психологии в Университете Джеймса Мэдисона.

Перелистывание страницы книги также дает небольшую передышку. Эта короткая пауза дарит мозгу пространство для хранения или смакования информации, которую вы усваиваете.

Какую пользу можно извлечь из аудиокниг?

Следует помнить один интересный факт: несмотря на огромную разницу в скорости, слушание может стать отличным инструментом обучения. Идеальный вариант — попытаться повторить материал, который мы пытаемся выучить, дважды: один раз, прочитав его, и один раз, прослушав его. Делая это, наш мозг не только получает одну и ту же информацию дважды, увеличивая объем сохраняемых данных, но и обрабатывает ее двумя совершенно разными способами.

Задействование большего количества частей мозга для изучения одной и той же информации означает, что нейронные связи, которые он создает для сохранения данных, станут более прочными и разнообразными. Сеть, которая будет хранить информацию, усложнится, что значительно повысит вероятность того, что вы сможете хранить и легко вызывать информацию из памяти.

Прослушивание аудиокниги может привести к развитию большей эмпатии, поскольку вы слышите эмоции в голосе автора, а не просто читаете их на странице. Прослушивание эмоционально управляемого рассказчика задействует эмоциональные цепи в мозге и повышает интенсивность и образность эпизодов, что приводит к более глубокому осмыслению повествования и большему удовольствию от материала, чем при чтении книги.

Между этими двумя типами потребления литературы практически нет разницы в понимании. Несмотря на то, что информация обрабатывается мозгом по-разному, недавние исследования аудиокниг и чтения в 2021 году показали, что общая разница между чтением и прослушиванием с точки зрения понимания незначительна.

В интервью, опубликованном Well and Good, доктор Виллемье объясняет, что, в то время как прослушивание книг активирует часть мозга, отвечающую за обработку речи, а чтение активирует больше областей, ответственных за визуальную обработку, оба вида деятельности задействуют семантическую обработку информации в одних и тех же областях. Это означает, что аудиокниги и традиционные книги способны расширить ваши знания, улучшить память и обострить умственные способности с практически одинаковым эффектом.

Все это говорит о том, что если вы читаете или слушаете для отдыха, а не для работы или учебы, различия между аудиокнигами и печатными книгами, вероятно, невелики.

━━━━━

Анастасия Дегтярева