Зачем писать диплом? От него есть какая-то польза? Мнение студентов и преподавателей
Студент РГГУ Александр Жадан написал дипломную работу за сутки с помощью нейросети ChatGPT. Чат-бот создал большую часть материала, оригинальность которого система оценила в 82%. Когда правда вскрылась, студента хотели лишить диплома, однако в итоге университет не стал этого делать. История Жадана всполошила общественность: например, главред RT и «Россия Сегодня» Маргарита Симоньян отметила, что «написание диплома не имеет никакого отношения к готовности человека работать по специальности» и эту практику давно пора отменить. С помощью опыта студентов и преподавателей мы попробовали разобраться, есть ли польза в написании дипломной работы.
Что представляет собой дипломная работа?
В книге «Как написать дипломную работу» 1977 года итальянский ученый Умберто Эко объяснял, что дипломная работа — это описание исследования, проведенного студентом по выбранной теме. Эта работа должна содержать не менее 100 страниц и полностью раскрывать суть вопроса со всеми поставленными проблемами, методами их решения и собственным мнением студента в пределах темы.
В современных реалиях выпускная работа — завершающий этап в обучении, с помощью которого студенты демонстрируют свои знания, навыки и способности к анализу материала. В России написанием таких работ, как правило, занимаются в колледжах и университетах. После успешной защиты проделанного исследования учащимся выдают дипломы о получении образования.
Что думают о дипломной работе студенты?
Некоторые студенты, которые хотели бы написать качественное исследование, сталкиваются с недостатком практики и знаний. Выпускница юридического факультета МГУ Ксения училась на «хорошо» и «отлично», но для написания оригинального диплома ей не хватало профессионального опыта, поэтому она обратилась к зарубежным источникам.
«Моя ВКР по результатам защиты даже была рекомендована к публикации. Однако она, как и дипломные работы 90% процентов моих однокурсников, — это просто компиляция и переформулирование разных источников. Я просто переводила немецких авторов, поэтому ничего нового в моей ВКР не было, просто обобщения и примитивные выводы».
Девушка уверена, что смогла бы написать более качественную работу, если бы она к тому моменту имела хотя бы небольшой опыт юридической практики. «Сейчас, когда у меня за плечами хороший бэк работы в суде, я действительно вижу немало проблем, о которых стоило бы написать исследование. Но на тот момент, когда я была зеленой, конечно, ни о какой уникальности и полезности ВКР не могло быть и речи. Грубо говоря, диплом был как реферат», — подытоживает Ксения.
Если для одних написание дипломной работы превращается в безысходную бюрократию, то другие видят в ней возможность внести свой вклад в развитие науки и общества. Так, выпускник РГГМУ Михаил посвятил свою дипломную работу организации дежурства бюро гидрологических прогнозов. Комиссия отметила оригинальное исследование, а Роспатент его сертифицировал. Благодаря ВКР Михаила специалистам стало проще следить за работой гидрографической сети.
Выпускница факультета биохимии МГУ Елизавета уверена, что год написания дипломной работы — главный в становлении специалиста в научной среде: «Освоение методов, живая работа руками, планирование экспериментов, изменение планов в соответствии с промежуточными результатами, грамотное оформление лабораторного журнала, работа с научной литературой — все это необычайно важно для молодого ученого. Без этого просто никуда».
Почти тем же самым ученые занимаются после окончания университета, добавляет Елизавета. Только вместо вузовских комиссий их потом ожидают серьезные научные конференции.
Что говорят о дипломных работах преподаватели?
Выпускные работы помогают решать актуальные общественные проблемы, уверена преподавательница логопедии столичного вуза Наталья Ковалева. Обычно примерный перечень тем дипломных работ и диссертаций для решения таких проблем передает университетам Минобразования, объясняет научный руководитель.
Студенты могут воспользоваться списком или же выбрать свою тему исследования. Ковалева рассказала, что предложила одному из своих студентов в дипломной работе изучить проблему задержки речи у современных детей. Тема с этой проблемой как раз была в рекомендованном списке ведомства.
В рамках исследования студент продиагностировал речь школьников и разработал собственную методику коррекции, которую и представил на защите перед комиссией. «Когда воспитатели или родители сообщают мне, что ребенок после занятий по программе моего студента стал лучше говорить, это и есть тот самый главный результат нашего дипломного проекта», — говорит Наталья.
Преподаватель физики в Саратовском государственном университете Илья Сысоев считает, что ВКР дает возможность студенту поработать над оригинальной задачей и позволяет регулярно общаться с научным руководителем. «Более того, в рамках диплома решается задача, ответ или решение которой ни для руководителя, ни для дипломника неизвестны. Это приближает диплом к реальной жизни. Поэтому качественную ВКР нельзя списать — она еще никем не написана», — говорит Сысоев.
Можно ли заменить ВКР чем-то другим?
Российские вузы самостоятельно определяют количество и формат проведения выпускных экзаменов и защиты выпускных работ. Например, несколько университетов разрешили вместо научной работы или магистерской диссертации представлять свой стартап. Цель проекта заключалась в том, чтобы дать возможность студентам как можно раньше погрузиться в предпринимательство и привлечь инвестиции в свои бизнес-проекты.
Впервые такая защита прошла в ДВФУ в 2017 году. Затем аналогичный эксперимент повторили в РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС. Сейчас программы, позволяющие защитить диплом в виде стартапа, доступны в 40 российских вузах — преимущественно технических и экономических факультетов.
К защите допускаются как реально работающие бизнес-проекты выпускников, так и находящиеся на стадии разработки. Причем комиссия не будет акцентировать внимание на уровне дохода стартапа, говорит декан факультета технологического менеджмента и инноваций университета ИТМО Антон Гопка.
«Это прежде всего формат проектного обучения, и при выпуске мы оцениваем то, как каждый член команды освоил свою образовательную программу. Наша задача — создать максимально безопасную среду для студентов, чтобы они примерили на себя роль наукоемких лидеров и предпринимателей», — добавляет Гопка.