Сергей Бобылев/ТАСС
Сергей Бобылев/ТАСС

Союзники без стереотипов: кто поддерживает Россию в украинском кризисе?

В мире есть много стран, которые хотят дружить с РФ. Делать это более открыто им часто мешают внешние обстоятельства

Противостояние России и Запада из-за Украины актуализировало вопрос о том, кто в мире поддерживает нашу страну в этом кризисе. С момента его начала прошел почти год, но ясности в этом вопросе так и нет. Разбираемся, кого называют союзниками России и почему нам так сложно понять, кто на самом деле поддерживает нашу страну.

Кого называют союзниками России?

Официальные союзники. Обычно под союзничеством подразумевают ситуацию, когда у стран есть друг перед другом юридические обязательства в сфере обороны. Россия связана такими обязательствами со странами, которые входят в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Эту организацию создали в 1992 году, и она представляет собой классический военно-политический блок. Согласно уставу ОДКБ, ее члены должны приходить друг другу на помощь в случае военной агрессии, а также имеют общую группировку войск.

Помимо России, в организацию входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения и Таджикистан. Все они — юридические союзники России. Но на практике формальный альянс не всегда реализуется на политическом уровне. ОДКБ остается рыхлой организацией без блоковой дисциплины и с внутренними противоречиями. Поэтому подчас России сложно добиться от ее членов «партийной солидарности».

Политические друзья. Часто к нашим союзниками причисляют более широкий пул стран. Туда включают государства, которые ведут тесное военное сотрудничество с Россией или разделяют ее точку зрения на мировые процессы.

Состав этого круга определить уже сложнее, потому что эти страны не связаны с Россией союзными договорами. Здесь важнее последовательность публичной позиции — например, в голосованиях ООН по чувствительным для Москвы проблемам. Интенсивность контактов и глубина взаимодействия в военной сфере тоже показательны при выявлении такого рода друзей.

В этом смысле к союзникам России можно отнести Китай, Иран, КНДР, Сирию, Венесуэлу, Кубу и еще некоторые страны, вроде Эритреи и Никарагуа.

Сочувствующие. У некоторых стран нет договоров с Россией, они не замечены в оказании ей военной помощи и не всегда солидарны с ней в публичном поле. Но в прессе у них все равно сложился образ союзников Москвы.

Состав этой категории друзей России определяют скорее интуитивно. В широком смысле в нее можно включить все страны, которые не хотят следовать санкционной политике США. При этом им даже необязательно поддерживать курс РФ — достаточно уже того факта, что они сохраняют нейтралитет. Иными словами, решающую роль здесь играет разделение на «своих» и «чужих», которое не предполагает промежуточных форм.

Наиболее известные «сочувствующие» России — это Индия, Турция, Бразилия, Саудовская Аравия, Сербия, Венгрия. К ним же можно отнести почти все страны Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также некоторые государства Латинской Америки.

Почему так сложно понять, кто союзник России?

События XX века создали в нашем сознании устоявшийся стереотип, что союзничество представляет собой военно-политический блок или иную систему коллективной безопасности.

Альянсы США как раз построены на классической схеме. Штаты повязаны с другими государствами двусторонними договорами и обязанностями по линии НАТО. Обязательства США и союзников закреплены на бумаге, их дружбу дополняют идеологические скрепы. Все вместе это представляет собой сложную, но понятную систему союзов. Она почти не допускает разнотолков, поэтому нам легко ее воспринимать.

Россия исповедует другой подход к внешней политике, который отличается большим прагматизмом. Наша дипломатия полагается скорее на ситуативную общность национальных интересов, нежели на ценностные установки. И это сказывается и на политике построения союзов. Там, где США стремятся к структурированности, России важно не сковывать себя лишними обязательствами и оставлять руки развязанными.

В такой ситуации блоковость только мешает Москве — что наглядно продемонстрировал конфликт Армении и Азербайджана, где она заняла нейтральную позицию, несмотря на обязательства в отношении Еревана. Схожим образом Россия не торопится оформлять союзничество с Китаем, несмотря на тесные отношения. Вместо этого Москва и Пекин предпочитают говорить о «дружбе без границ».

Стратегия по сохранению пространства для маневра делает политику России более гибкой и позволяет ей хеджировать риски. То, что после февраля 2022 года Москва не попала в изоляцию, а западные санкции провалились — как раз ее результат. С другой стороны, такой подход не позволят строить долгосрочные альянсы. Поэтому информационная путаница с регулярными «ударами в спину» — тоже его следствие.

Неужели дело только в дипломатии?

Особенности внешнеполитического курса РФ играют значимую роль в ее подходе к отношениям с союзниками. Но дело не только в них — важно учитывать и то, в каком положении находятся зарубежные партнеры нашей страны.

За пределами Запада полно стран, которые заинтересованы в сотрудничестве с Россией. Некоторые искренне хотят строить с ней дружеские отношения, других просто не интересуют выяснения отношений из-за Украины. Но все они живут в международной системе, где до сих пор доминирует Запад. Поэтому их готовность дружить с Россией напрямую зависит от отношений с этой системой.

Здесь первостепенную роль играют экономические соображения. Более охотно на сближение с РФ идут те, кого Запад уже исключил из глобальной торгово-финансовой системы. КНДР, Белоруссии, Сирии, Венесуэле и Ирану уже не страшны санкции. Их благополучие не зависит от США или ЕС. А вот Россия, напротив, открывает новые экономические перспективы. Поэтому мы чаще слышим, что эти страны поддерживают нас политически или оказывают военную помощь.

Странам, чьи национальные экономики зависят от западной финансовой инфраструктуры, приходится сложнее. Потенциальные санкции грозят им тяжелыми последствиями, поэтому таким государствам остается только лавировать между Россией и США. Причем успех этого лавирования зачастую зависит от того, есть ли у этих стран рычаги давления на Запад.

Это приводит к ситуациям, когда ближайшие союзники Москвы, вроде Казахстана, позволяют себе, казалось, недопустимые вольности. Индия, на которую вроде никто не возлагал особых надежд, на поверку оказала России едва ли не больше помощи, чем дружественный Китай. А в случае с Турцией и Саудовской Аравией помощь и вовсе пришла, откуда не ждали.

При этом баланс сил постепенно меняется. Китай еще с 2019 года начал приступил к созданию альтернативных финансовых организаций. Другие государства проявляют интерес к снижению зависимости от доллара и SWIFT. Когда они почувствуют себя более защищенными, их позиция, возможно, трансформируется. Ну а пока не стоит рассчитывать на то, что кто-то из них поступится своими интересами и кинется на амбразуру ради России.

━━━━━

Виталий Рюмшин