психология
Владимир Гердо/ТАСС
Владимир Гердо/ТАСС

Ген или привычка: что заставляет человека становиться героем и защитником отечества?

Наука пока не может точно объяснить, почему одни люди действуют героически, а другие остаются в стороне. Но у ученых есть довольно много теорий

Ученые давно обратили внимание на воодушевляющий аспект социальной психологии — героизм. Некоторые люди способны защищать своих близких и Родину любой ценой. Это заложено в ДНК? И как подобное поведение влияет на патриотизм? Разбираемся.

Что заставляет людей становиться героями?

У исследователей пока нет четкого ответа на этот вопрос. Возможно, у героев больше сострадания или сочувствия. Может быть, существует особый ген героя. Возможно, все зависит от уровня окситоцина (исследование нейроэкономиста Пола Зака показало, что этот «гормон любви» увеличивает вероятность того, что вы проявите альтруизм). Мы не знаем наверняка. В выступлении на TED Talk 2008 года психиатр Филип Зимбардо определяет героизм как личный риск ради общего блага, в то время как другие остаются пассивными. При этом риски значительны: потеря денег, социального статуса или авторитета, опасность для себя или членов семьи.

Психотерапевты считают, что героизм отличается от альтруизма и сострадания. Во-первых, герои поступают так для служения нуждающимся или защиты определенных идеалов. Во-вторых, героизм — дело добровольное, даже в военных условиях, когда каждый поступок предопределяется начальством: он остается актом, выходящим за рамки того, что требует долг воина. В-третьих, героический поступок совершается с осознанием возможных издержек, будь то риски для физического здоровья или личности. Таким образом, альтруизм — это легкий героизм, поскольку он не всегда сопряжен с серьезным риском. В то же время сострадание — это добродетель, которая может вести к героизму. Но это не прямое следствие.

Ключевым выводом из исследований героизма на данный момент является то, что некоторые ситуации, свидетелем которых становится человек, способны привить ему героическое осознание, побуждая совершать соответствующие поступки. Ученые предполагают, что есть два ключевых фактора, лежащих в основе актов героизма: рискованное поведение и щедрость. Люди, которые рискуют жизнью, служа другим, естественно, более склонны к большему риску. Они также обладают большим состраданием, добротой, сочувствием и альтруизмом.

Как становятся героями?

У ученых пока нет рецепта создания героев, но есть некоторые подсказки, основанные на историях таких людей:

Местоположение. Большинство актов героизма происходят в городах, где больше людей и больше нуждающихся. Вы вряд ли станете героем, если будете жить в пригороде. Там жизнь бурлит не так сильно.

Образование. Чем более вы образованы, тем больше у вас шансов стать героем, потому что вы лучше разбираетесь в различных ситуациях.

Пол. Мужчины сообщают о совершении актов героизма чаще, чем женщины. Однако психотерапевт Филип Зимбардо думает, что это происходит потому, что женщины склонны не считать свои героические поступки таковыми.

Личная история. Пережив катастрофу или личную травму, вы получаете в три раза больше шансов стать героем.

Контакты. Вспомним историю. Ирена Сендлер, польская героиня, спасла не менее 2500 еврейских детей, запертых в варшавском гетто, возведенном нацистами. Ей удалось убедить родителей разрешить ей вывезти их из гетто в безопасное место. Для этого она организовала сеть помощников. Это ключевой принцип героизма: герои наиболее эффективны не поодиночке, а в сети. Именно благодаря ее созданию у людей появляются ресурсы, чтобы воплотить в жизнь героические порывы.

Исследования в этой области ограничены, и социальные науки пока не могут точно объяснить, почему одни люди действуют героически, а другие остаются в стороне. Ученые предполагают, что у героев и негероев могут иметься существенные различия. Так, утверждается, что героизм зависит от индивидуального характера. Психологи из Университета Британской Колумбии и Калифорнийского университета в Риверсайде сравнили 25 канадцев, получивших награды за опасную для жизни храбрость, с контрольной группой и обнаружили, что герои обладают широким кругозором и большей позитивностью.

Между тем, в исследовании 2018 года были опрошены 62 ученика четвертого и пятого классов в Мичигане, которые участвовали в обучении героизму. Результаты показали, что уровень мужества у детей увеличился после обучения. Это позволяет предположить, что черту, необходимую для героизма, можно взрастить не только в себе, но и в других.

Как связаны патриотизм и героизм?

Одним из положительных эффектов патриотизма является его способность объединять людей, которые в противном случае сосредоточились бы на собственных различиях, чем на общих чертах. Первоначальными социальными структурами, созданными людьми для выживания, были племена. Вот почему патриотизм, современная версия трайбализма, представляет собой эмоционально заряженное мышление: мы принадлежим к какой-либо группе, будучи видом социальным, который склонен собираться в отряды различного размера и состава. Нас объединяет сильная эмоция.

Исследования показывают, что в многонациональных странах патриотизм способен объединять людей. Чтобы доказать это, ученые изучали две группы людей, которые вместе выполняли различные ритуалы. Эти действия не имели особого значения — простое шарканье и размахивание руками. Но после того, как каждая группа по очереди выполняла собственный ритуал, эксперименты показали, что испытуемые, которые ранее никогда не встречались друг с другом, с гораздо большей вероятностью доверяли членам своей группы.

Одним из примеров атрибутов объединения служит следующий факт, о котором рассказывает кандидат философских наук Наталья Ореховская:

Восстановлению преемственных связей с героическим прошлым России способствовало введение в 1942 г. новой формы одежды с золотыми погонами и покроем, напоминавшей форму дореволюционной русской армии. Данное решение никакой военной целесообразностью не диктовалось, да и для напряженной экономики было обременительно, но укреплению, возрождению исторической памяти, несомненно, способствовало

Еще один пример героизма, относящийся к Великой отечественной войне, — защита крепости Бреста патриотами, среди которых числились представители более 30 различных наций и народностей СССР. Как пишет доктор социологических наук Анна Демидова, патриотическое воспитание довоенных лет в плане беспредельного доверия и дружбы между народами многонациональной страны проявлялось на фронте, в партизанском движении и в тылу страны, когда все республики работали на общую победу.

Таким образом, связывая даже разрозненные на первый взгляд группы, патриотизм и героизм служат одной цели. Патриотизм подпитывает героизм, превращая его в повсеместное поведение: если, как было указано выше, героизмом действительно можно заразиться, значит, объединение героев и негероев под флагом патриотизма способно породить патриотически настроенных героев — настоящих защитников отечества.