здоровье

Пока вакцина в разработке: что известно о смертельном вирусе Марбург?

Симптомы марбургской лихорадки могут походить на признаки других тропических заболеваний, что затрудняет постановку точного диагноза
CDC/Unsplash
CDC/Unsplash

Осенью 2024 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предупредила о риске глобальной эпидемии вируса Марбург, вызванной вспышкой в Руанде. К декабрю ее сочли завершенной, поскольку новых случаев не фиксировали с 30 октября. Однако уже в январе 2025-го в Танзании произошла новая вспышка, при этом эффективной вакцины против вируса до сих пор не существует. Рассказываем, что из себя представляет Марбург, каковы симптомы вызванной им болезни, как он размножается, насколько вероятна новая пандемия и как сейчас врачи борются с марбургской лихорадкой.

Что такое вирус Марбург?

Это филовирус. Его более известный родственник — Эбола. Он вызывает геморрагическую лихорадку, приводящую к тяжелым кровотечениям и высокой смертности. Естественным носителем Марбурга служит плодоядная летучая мышь, которая может передавать его другим животным, включая приматов и свиней. Первичное заражение происходит, если человек долго находится в рудниках или пещерах, где обитают колонии летучих животных.

Первые вспышки марбургской лихорадки произошли в 1967 году у лабораторных работников в Германии и Югославии, которые работали с африканскими мартышками, завезенными из Уганды. С тех пор вспышки наблюдались в нескольких странах Африки, включая крупную эпидемию в Анголе в 2005 году, которая унесла более 300 жизней.

Какие симптомы у вируса и как он передается?

Марбург активно распространяется между людьми при непосредственном контакте через биологические жидкости, такие как кровь, слюна и моча, а также через контакт с загрязненными предметами (например, одеждой или постельным бельем). Кроме того, размножению вируса способствуют и погребальные церемонии, которые сопровождаются контактом участников с телом покойного.

Симптомы марбургской лихорадки начинаются с лихорадки, головной и мышечной боли, судорог, недомогания и рвоты. Далее появляются желтуха, диарея, дискомфорт по всему телу. Примерно через пять дней возникают кровотечения (из десен, глаз, мочи, фекалий). Смертность колеблется от 24% до 88%, так как все зависит от штамма вируса и качества оказания медицинской помощи.

Диагностировать Марбург с первого раза не всегда выходит, так как многие его симптомы похожи на другие инфекционные заболевания, такие как малярия, брюшной тиф и лихорадка Эбола. Более того, после выздоровления эта болезнь сохраняется в организме в органах и жидкостях, включая семенную и вагинальную, глаза и другие места, что создает риск повторных вспышек через выживших. Инкубационный период заболевания составляет от двух дней до 21.

Может ли Марбург распространиться по всему миру?

Не исключено, особенно учитывая опыт предыдущих вспышек вирусных геморрагических лихорадок, которые быстро пересекают границы. ВОЗ оценивает риск вспышки как очень высокий на национальном уровне, высокий на региональном и низкий на глобальном. Однако есть серьезные опасения относительно международного распространения, поскольку случаи заболевания были зарегистрированы в столице страны с международным аэропортом и разветвленной дорожной сетью.

Кроме того, информация о том, что один из контактировавших с заболевшими совершил поездку в Бельгию, подтверждает вероятность перемещения вируса через международные поездки. В связи с этим были приняты меры, чтобы предотвратить дальнейшее распространение вируса.

В настоящее время наиболее уязвимы страны Центральной и Восточной Африки, такие как Конго, Ангола, Экваториальная Гвинея и Уганда. Более того, в январе в Танзании в северо-западном регионе Кагера была зафиксирована вспышка заболевания с подозрением на лихорадку Марбург. Из девяти зарегистрированных случаев заболевания восемь оказались с летальным исходом. Ситуация в Кагере осложняется тем, что регион представляет собой транзитный узел: через него проходит поток людей, путешествующих в Демократическую Республику Конго, Уганду, Бурунди, Руанду и обратно, что увеличивает риск распространения вируса за пределы Танзании. Ранее в Танзании была зарегистрирована волна заражений вирусом Марбург в марте 2023 года. Эта вспышка продолжалась около двух месяцев и привела к шести смертям, что то составило коэффициент смертности в 67%.

Сейчас Роспотребнадзор активно мониторит ситуацию для предотвращения возможных эпидемиологических рисков. Для этого ведомство использует систему «Периметр» в пунктах пропуска через государственную границу для выявления граждан с признаками инфекционных заболеваний.

Как ученые пытаются остановить вирус?

В 2023 году активно разрабатывались и тестировались вакцины. После недавней вспышки в Руанде, которая завершилась в декабре 2024 года, ученые вновь приступили к клиническим испытаниям. На этот раз тесты были направлены на оценку эффективности двух препаратов: ремдесивира, ранее разработанного для лечения гепатита С и применяемого при COVID-19, и экспериментальных антител против вируса Марбург MBP091. В результате в октябре 2024 года 856 человек получили экспериментальную вакцину. ВОЗ отметила, что эти испытания стали итогом многолетней работы, объединившей усилия почти 200 специалистов.

Лекарство еще не изобрели, поэтому врачи применяют нефармацевтические меры. В них входят грамотный эпиднадзор и оперативное выявление случаев заболевания, изоляция больных людей, отслеживание их контактов и карантин. Более того, шансы на выживание повышает регидратационная терапия. Она включает в себя введение жидкостей, поддержание уровня кислорода и лечение возникающих симптомов.

Опыт борьбы с лихорадкой Эбола продемонстрировал, что своевременные меры, такие как изоляция заболевших, могут предотвратить ухудшение ситуации. Для медработников крайне важно использовать средства индивидуальной защиты и обеспечивать дезинфекцию и безопасную утилизацию биологических отходов.

Анастасия Туркова