CDC/Unsplash
CDC/Unsplash

Ученые озабочены смертельным вирусом Марбург. Он опаснее COVID-19. Что еще о нем известно?

Среди признаков — кровотечение из десен и глаз

В начале февраля в Экваториальной Гвинее (Центральная Африка) подтвердилась эпидемическая вспышка марбургского вируса, где он объявился впервые. Выявлено не менее 16 случаев заражения и девять летальных исходов. Ученые выражают крайнюю озабоченность происходящим. Разбираемся в сути вируса и насколько вероятна новая пандемия.

Что такое вирус Марбург?

Это филовирус. Его более известный родственник — Эбола. Вместе они представляют широкую группу вирусов, которые вызывают геморрагическую лихорадку и кровотечения, и являются наиболее смертоносными из них. Естественным хозяином Марбурга служит плодоядная летучая мышь. Она заражает приматов, свиней и других животных. Первичное заражение происходит, если человек долго находится в рудниках или пещерах, где обитают колонии летучих мышей.

Первые вспышки марбургской лихорадки произошли в 1967 году у лабораторных работников в Германии и Югославии, которые работали с африканскими мартышками, завезенными из Уганды. Вирус идентифицировали в марбургской лаборатории. С тех пор вспышки наблюдались в нескольких странах Африки. Особенно вирус захлестнул Анголу в 2005 году (374 случая и 329 смертей).

Болезнь активно распространяется между людьми — в основном при непосредственном контакте через биологические жидкости. Также имеет вес контакт с загрязненными поверхностями и материалами (например, постельным бельем и одеждой). Один из факторов передачи вируса — погребальные церемонии, которые сопровождаются контактом участников с телом покойного.

Вирус вызывает лихорадку, головную боль и недомогание, за которыми следуют рвота, желтуха, диарея и боли по всему телу. Кровотечение (в моче, из глаз, в фекалиях, из десен) следует примерно через пять дней и может привести к летальному исходу у 90% инфицированных людей. Мышечные боли и судороги также являются общими симптомами. По данным CDC, на пятый день на груди, спине или животе появляется незудящая сыпь. Агентство заявило, что клиническая диагностика Марбурга сложна, поскольку многие симптомы похожи на другие инфекционные заболевания, такие как малярия, брюшной тиф и лихорадка Эбола.

И Марбург, и Эбола сохраняются в организме после выздоровления, в органах и жидкостях, включая семенную и вагинальную, глаза и другие места. Это означает, что также возможны вспышки, происходящие от выживших людей, а не от животных. Инкубационный период заболевания составляет от двух до 21 дня.

Насколько мы должны волноваться?

Как и с Эболой, существует опасение, что Марбург может распространиться по всему миру. В 2014 году инциденты лихорадки перетекли из Гвинеи в Либерию и Сьерра-Леоне. Большинство случаев произошло в этих трех странах, но некоторые отмечались и в семи других, включая США и Великобританию. Если число случаев болезни Марбург возрастет в Экваториальной Гвинее или Камеруне, где она уже распространилась, или если она распространится на другие страны, все государства должны быть начеку.

Неспособность диагностировать вирусную геморрагическую лихорадку в странах, не знакомых с ней, может привести к летальному исходу. О вирусе Марбург известно меньше, чем о лихорадке Эбола, которую хорошо изучили во время эпидемии 2014 года. Марбург может оказаться менее заразным, чем Эбола, но эпидемий, изучив которые, можно было бы это подтвердить, тоже значительно меньше.

Тем не менее высокий уровень смертности, отсутствие доступных методов лечения и вакцин, а также уроки прошлого должны подтолкнуть человечество к принятию превентивных мер.

Как ученые пытаются остановить распространение вируса?

Пока исследователи испытывают разрабатываемые вакцины против возможной эпидемии, нефармацевтические меры — быстрая и эффективная борьба. Они включают грамотный эпиднадзор и оперативное выявление случаев заболевания, выявление и изоляцию больных людей, отслеживание их контактов и карантин.

Для лечения марбургской болезни не существует утвержденных вакцин или лекарств, но регидратационная терапия для облегчения симптомов может повысить шансы на выживание. По данным CDC, поддерживающая больничная терапия улучшает показатели выживаемости, например, регидратация с помощью пероральных или внутривенных жидкостей, поддержание уровня кислорода, использование лекарственной терапии и лечение конкретных симптомов по мере их возникновения.

Во время эпидемии лихорадки Эбола в Нигерии своевременные ответные меры включали использование заброшенного здания для изоляции и лечения пациентов. Из-за нехватки больничных коек люди умирали на улице, а распространение болезни ухудшалось. Исследования показали, что если бы 70% или более инфицированных людей были изолированы на больничной койке, эпидемию можно было бы контролировать без каких-либо лекарств или вакцин. Однако ученые спохватились поздно.

Использование средств индивидуальной защиты также имеет решающее значение, особенно для медицинских работников, которые подвергаются повышенному риску заражения филовирусными инфекциями. Важны и дезинфекция, и безопасная утилизация биологических отходов.

Если текущая эпидемия продолжит распространяться и будет плохо контролироваться, ВОЗ может объявить чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, как это было в случае с лихорадкой Эбола в 2019 году в Демократической Республике Конго.

━━━━━

Анастасия Дегтярева