кино
Netflix/YouTube
Netflix/YouTube

Немцы адаптировали роман Ремарка «На Западном фронте без перемен». Кажется, это фильм года

Совместно с Netflix Эдвард Бергер создал по-настоящему мрачное и жуткое кино о событиях Первой мировой войны. Критики отмечают отличную актерскую игру и качественную режиссуру

Драма «На Западном фронте без перемен», снятая немецким режиссером Эдвардом Бергером по одноименному роману Эриха Марии Ремарка, забрала сразу семь статуэток на премии Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA). Первая немецкая адаптация произведения о кошмарных событиях Первой мировой войны восхитила критиков и теперь имеет все шансы завоевать главную кинонаграду года — «Оскар». Чем примечательна картина, насколько она схожа с первоисточником и что о проекте говорят рецензенты? Разбираемся.

О чем картина?

Действие фильма Бергера происходит в 1917 году. Тогда Германия проигрывала в Первой мировой войне, но воодушевленные пропагандой и речами о воинском долге 19-летний Пауль Боймер и его друзья решили отправиться на фронт. Пауль верил в слова руководства о том, что через неделю армия успешно войдет в Париж, но этому не суждено было сбыться.

Главному герою выдают форму — правда, не новую, а от погибшего солдата. Оказавшись в зоне боевых действий, Пауль сталкивается с голодом и смертью, а впоследствии осознает бессмысленность войны. Картина показывает, как еще недавние школьники по воле политиков становятся врагами для всего мира. Сами они при этом не готовы выполнять чудовищные приказы, но, как известно, пути назад нет.

Отличается ли фильм от книги?

Роман Ремарка, опубликованный в 1929 году, моментально стал классикой, хоть и был запрещен у него на родине в Германии. Нацисты сжигали произведение и не хотели мириться с пацифистским посылом писателя. Ремарк отмечал, что идея книги заключалась в том, чтобы показать, как война погубила целое поколение мужчин. К сожалению, Ремарка не услышали, и через 10 лет началась Вторая мировая.

В XX веке по произведению Ремарка сняли два фильма — американцы и британцы, а в 2022 году за роман соотечественника впервые взялся немецкий режиссер. У Бергера получилось отрефлексировать события практически столетней давности: он показал, как режим ломает людей и солдаты превращаются в роботизированных убийц со стеклянными глазами. Мрачная атмосферная картина передает дух военного времени и показывает беспомощность обычных граждан.

В отличие от своих предшественников, Бергер достаточно вольно интерпретирует литературный первоисточник и вводит второстепенные линии и новых персонажей. Такое решение делает картину более цельной и выгодно отличает от других военных фильмов. В частности, Бергер уделяет внимание не только парням в окопах, но и политикам, которые за всем этим стоят. Кроме того, Бергер практически опускает сюжетную линию с националистично настроенным преподавателем Пауля Кантореком.

Стоит ли смотреть кино и что о нем говорят критики?

Определенно, да. Даже если вам чужды военные драмы или вы никогда прежде не смотрели такие картины, «На Западном фронте без перемен» — это отличный повод для знакомства с антимилитаристским кино. Критиков впечатлило, как Пауль прошел путь от наивного оптимиста до глубоко разочарованного героя: «Режиссер рассказывает историю столь же безжалостную, как и сам конфликт. Этот фильм состоит из грязи, кишок, дождя и боли».

Также нужно отметить визуальный контраст, который создал Бергер. На протяжении всего фильма зрители мечутся между уютными кабинетами чиновников и грязными кровавыми траншеями, в которых находятся солдаты. Дополняет намеренную эклектичность отличный актерский состав — для Феликса Каммерера, сыгравшего Пауля, это была вторая, но крайне значимая роль в карьере. По словам рецензентов, в фильме, где попросту отсутствует теплота и легкость, «присутствие Каммерера как будто придало истории сердце и душу».

Бергер создал пугающее и одновременно захватывающее кино не только за счет великого литературного первоисточника, но также благодаря собственному художественному почерку. Общие планы, детализированные локации, завораживающие баталии, сцены, снятые одним кадром, и отсутствие военно-драматических клише (излишне трагичной музыки и слишком навязчивых сцен мучения) — все это может принести работе «Оскар» и уютное место в кинорейтингах неподалеку от «Списка Шиндлера» Стивена Спилберга и «Пианиста» Романа Полански.

Кинокритик Los Angeles Times Джастин Чанг уверен, что неоспоримая сила «На Западном фронте без перемен» заключается в языке повествования. Ранее все адаптации были сняты на английском, но в версии Бергера герои говорят на немецком языке — это усиливает эмоциональное воздействие на зрителей во время просмотра. Кроме того, Чанг отметил, как искусно Бергер показал ужас и последствия Первой мировой. И здесь критик абсолютно прав: даже несмотря на расхождения с оригиналом, Бергеру удалось передать главную мысль Ремарка о том, что война — не место для человека.

━━━━━

Никита Прунков