Трудности перевода и «чемоданчик» Ельцина: 6 случаев, когда мир был на грани ядерной войны
В послании к Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин заявил, что Вашингтон может испытать ядерное оружие, поэтому Россия будет готовиться к зеркальному шагу. Кроме того, РФ приостановила участие в Договоре о сокращении наступательных вооружений. Кажется, что все это свидетельствует о нарастании угрозы ядерной войны. Однако человечество не раз оказывалось в подобных ситуациях, так ни разу и не прибегнув к ядерному оружию. Вспоминаем, когда и почему это происходило.
Инцидент у КПП «Чарли»
В апреле 1961 года секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев на первой встрече с президентом США Джона Кеннеди потребовал от американского визави изменить статус Западного Берлина — вывести из города войска Штатов и отдать столицу под управление ГДР. Кеннеди отказался идти на уступки, что привело к началу Берлинского кризиса.
В августе власти ГДР окружили западную часть города Берлинской стеной, которая стала символом холодной войны и раздела Европы и Германии на два враждующих блока. 28 октября в центре Берлина советские танки Т-54 и американские М-48 стояли друг напротив друга, ожидая приказов открыть огонь. Эта ситуация вошла в историю как «инцидент у КПП ”Чарли”».
В разгар конфликта президент Франции Шарль де Голль указал советскому послу на то, что все может закончиться ядерной войной. Дипломат парировал: «Тогда мы умрем все вместе».
К счастью, этого удалось избежать. Техника простояла всю ночь, а утром танки разъехались по разные стороны.
Карибский кризис, 1962 год
В ответ на появление ядерного оружия США в Италии и Турции советское руководство установило ракеты среднего действия на Кубе, а также развернуло военные части и подразделения. Так начался Карибский кризис, который поставил мир на грань Третьей мировой.
27 октября разведывательный самолет Штатов, летевший над островом, был сбит советской зенитной ракетой — летчик погиб, а трагедию назвали «черной субботой». Она считается днем, когда мир был ближе всего к ядерной войне.
Однако уже на следующий день стороны достигли компромисса: власти Советского Союза согласились на вывод личного состава и ядерного оружия с территории Кубы, а США — из Турции и Италии. Армагеддона удалось избежать благодаря невероятным дипломатическим усилиям Москвы и Вашингтона.
«Апокалипсис из машины», 1979 год
9 ноября 1979 года компьютеры трех командных пунктов NORAD США получили уведомление о начале ядерной атаки с территории СССР. Приборы показывали, что 2 тыс. советских ракет несут ядерный заряд в направлении США.
В ответ Вашингтон приказал привести свои ракеты в боевую готовность. Только после приказа сотрудники NORAD связались с другими командными центрами и выяснили, что тревога оказалась ложной: в компьютере управления была по ошибке загружена учебная программа по отражению ядерной атаки.
Подвиг Станислава Петрова, 1983 год
В ночь на 26 сентября 1983 года советский подполковник Станислав Петров заступил на смену в командном пункте Серпухов–15 — он контролировал спутники раннего оповещения о ядерной угрозе. После полуночи радар отправил на экран компьютера четыре точки, которые сигнализировали о приближении ракет к территории Советского Союза со стороны Северной Америки.
Петров оценил сигнал как ложный и не принял решение об ответном ударе. «Руководству я позвонил через две минуты и сказал в трубку, что тревога ложная, компьютер дал сбой. Теперь оставалось лишь ждать, пока ракеты, если они действительно были запущены, вторгнутся в наше воздушное пространство и их засекут радары. Произойти это должно было через 18 минут, но не произошло», — вспоминал Петров.
Собравшаяся после инцидента комиссия обвинила подполковника в том, что он не отметил в боевом журнале информацию о появившихся точках на экране. Петров, получивший взыскание за халатность, через несколько лет объяснил это решение руководства: несмотря на благополучный исход, нужно было найти виноватого.
Система дала сбой, поскольку отразившиеся от облаков лучи солнца засветили спутник. Системный дефект устранили только в 1985 году, а информацию о происшествии рассекретили только в 1998. Через восемь лет в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Петрова наградили за спасение мира от ядерной войны.
«Ядерный чемоданчик» Ельцина, 1995 год
25 января 1995 года норвежские ученые запустили метеорологическую ракету для изучения северного сияния. Она дублировала траекторию движения ракет Trident D-5 с ядерной боеголовкой, которые используют США.
На запуск среагировали российские радары. Сигналы оповещения о ядерной атаке поступили на командные пункты российских ведомств, а также лично президенту РФ Борису Ельцину. В Кремле созвали экстренное совещание, где Ельцин заявил о готовности нанести удар по территории Соединенных Штатов.
В тот день президент впервые использовал «ядерный чемоданчик», но лишь для связи с Генштабом РФ. Оказалось, что военное ведомство знало о планах ученых из Норвегии за две недели до запуска ракеты. Сюрпризом инцидент оказался только для Ельцина.
Трудности перевода, 2013 год
В 2013 году мировые СМИ процитировали заявление Центрального телеграфного агентства Северной Кореи о начале войны против Южной Кореи. В Пхеньяне опровергли это, заявив, что сообщение оказалось следствием «трудностей перевода». Англоязычные журналисты не учли правило времен глаголов и перевели слова не в будущем, а в настоящем времени.
На самом деле в заявлении КНДР было сказано, что Северная Корея будет действовать по законам военного времени в случае провокаций против нее, что может перерасти в полномасштабную ядерную войну. Подобным образом Пхеньян грозил соседям и ранее.