власть
Александр Рюмин/ТАСС
Александр Рюмин/ТАСС

Безвиз, зерно и оборона: зачем Лавров посетил африканские страны?

Африка стала новым фронтом в борьбе России и Запада. Европейские политики идут за Москвой буквально «по пятам»

В начале года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров провел серию визитов в африканские страны. На повестке этого турне было двустороннее сотрудничество и подготовка к саммиту Россия—Африка. Западные страны решили не отставать и отправили на континент своих представителей вслед за Лавровым. Объясняем, о чем Москва договорилась с африканскими лидерами и почему пресса окрестила Африку новым фронтом в противостоянии РФ и Запада.

Москва ищет союзников

За последний год глава российского МИД Сергей Лавров совершил два африканских турне. В июле 2022-го дипломат посетил Египет, Конго, Уганду и Эфиопию: встретился с властями стран, а также представителями Лиги арабских государств и Африканского союза. В начале 2023 года Лавров побывал в ЮАР, Анголе, Эсватини, Эритрее, Мали, Мавритании и Судане. Лавров обсуждал с зарубежными коллегами продовольственный и энергетический кризис, спецоперацию и дальнейшее сотрудничество.

В преддверии летних визитов МИД опубликовал статью от имени министра, где указано, что Россия готова развивать отношения с африканскими странами, которые не поддержали западные санкции. «Знаем, что африканские коллеги не одобряют неприкрытые попытки США и их европейских сателлитов диктовать всем свою волю… Ценим взвешенную позицию африканцев относительно происходящего на Украине и вокруг нее», — говорилось в статье Лаврова.

Фоном для турне стали заявления Запада об изоляции РФ на мировой арене. Поездка должна была продемонстрировать обратное: у России много союзников, в том числе на глобальном Юге. А окончательно закрепить этот тезис поможет саммит Россия—Африка, который состоится в июле в Санкт-Петербурге. Подобное событие проходило в Сочи в 2019 году.

О чем договорились?

В Египте министр обсудил возможность Каира присоединиться к работе ШОС и БРИКС, а также пообещал, что РФ будет поставлять стране зерно независимо от «продуктовой сделки». В Конго главы МИД обсудили вывоз украинского зерна, а африканский коллега Лаврова заверил, что страна — «настоящий друг» России. В Уганде стороны договорились о построении независимого от Запада сотрудничества в энергетике и сфере поставок продовольствий. В Эфиопии речь шла о развитии логистических и финансовых цепочек в торговле.

В ЮАР Лавров обсудил не только сотрудничество в различных сферах, но совместные военно-морские учения РФ, КНР и Южно-Африканской Республики в акватории Индийского океана. Ангола и Россия договорились ускорить подготовку проектов новых соглашений об открытии культурных центров, а также прошлись по атомной энергетике и торговле.

В Эсватини министр провел переговоры о поставках задержанных в портах ЕС удобрений из РФ, а также страны подписал соглашение о безвизовом режиме для владельцев дипломатических паспортов. Эритрею глава российского МИД поблагодарил за позицию по Украине, а также анонсировал помощь в развитии оборонной промышленности страны.

В Мали министр обсуждал совместную борьбу с терроризмом в Сахель-Сахарской зоне, а также поставки оружия и военной техники. С мавританскими коллегами Лавров говорил о возможности передачи российских технологий и сотрудничестве стран в сфере здравоохранения. В Судане речь шла о создании пункта материально-технического обеспечения Военно-морского флота РФ на территории страны.

«Дипломатия преследования»

Такая активность Москвы потребовала ответных шагов со стороны западных стран, которые имеют в Африке свои интересы. В прошлом году почти одновременно с Лавровым в Африку прибыла французская делегация во главе с президентом Эммануэлем Макроном. Кроме того, в Египте, ОАЭ и Эфиопии побывал спецпосланник США в странах Африканского Рога Майк Хаммер.

В январе на континент отправился глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Его визит выглядел как попытка снять с себя вину за те проблемы, которые постигли Африку в результате санкционной политики Европы. И, по признанию Борреля, ему это удалось: «Еще несколько месяцев назад все обвиняли меня, говоря: "Ах, это из-за ваших санкций начинается голод, а у меня нет удобрений". Но здесь уже никто не упоминал об этом».

Боррель также провозгласил победу Запада в «битве нарративов» вокруг СВО и санкций, но при этом оговорился, что европейцы «не просят ни одну из африканских стран и ни одну страну мира выбирать сторону».

Действия европейцев не остались незамеченными в Москве. Лавров отметил, что попытка Запада взять Африку «нахрапом» никак не повлияет на отношения РФ с континентом. А официальный представитель российского МИД Мария Захарова и вовсе предложила ввести в обиход термин «дипломатия преследования».

«Не прошло ни одного мероприятия с участием Сергея Викторовича Лаврова, которое не было бы прокомментировано Жозепом Боррелем, который вроде бы не является пресс-секретарем… Но почему-то везде — в соцсетях, на пресс-конференциях, в ходе выступлений на мероприятиях — он буквально по пятам преследует российского министра», — заявила она.

Битва за Африку и новая колониальная зависимость

Африканский континент стал очередным фронтом в борьбе России и Запада, пишет The Guardian. Газета отмечает, что в «нескольких важных стратегических государствах Москва оказала значительное влияние, усилив антизападные нарративы, поддержав дружественных политических лидеров и извлекая ценные ресурсы, которые помогли РФ противостоять западным санкциям».

Ответные меры уже готовят в Вашингтоне. В апреле 2022-го Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект «О противодействии злонамеренной деятельности России в Африке». Он, в частности, предусматривает наложение санкций на африканцев за любое сотрудничество с РФ. Глава МИД ЮАР призвала отозвать документ, посчитав, что он противоречит международному праву. А Москва сочла, что, требуя от стран континента не сотрудничать с Россией, западные страны добиваются восстановления колониальной зависимости Африки.

По словам старшего советника по Африке в Институте мира США Камиссы Камары, в западной части континента сотрудничество с РФ воспринимают как противовес влиянию бывшей метрополии — Франции. По ее словам, Африка в целом уже адаптировалась к многополярному миру и, помимо России, налаживает связь с Китаем, Индией и Турцией.

Financial Times пишет, что на прошедшей Мюнхенской конференции по безопасности западные лидеры также предпринимали безуспешные попытки убедить глобальный Юг в угрозе, исходящей от России. Лидеры африканских стран парировали тем, что их больше волнуют домашние проблемы — инфляция и продовольственный кризис.

━━━━━

Эльнара Синютина