Год назад на Украине началась СВО. К чему пришли основные участники конфликта?
24 февраля 2022 года Россия начала специальную военную операцию на Украине. СВО стала судьбоносным событием для нашей страны, вернула миру «историю» и возобновила геополитическое противостояние между ведущими державами планеты. Разбираемся, как повлиял украинский кризис на его основных участников и кто стал главным бенефициаром этого конфликта.
Россия пересматривает свое место в мире
Для России год украинского кризиса был, без преувеличения, поворотным. Последние 30 лет Москва не оставляла надежд стать частью западного мира или хотя бы договориться с США о принципах мирного сосуществования. Все попытки сделать это провалились, а решение начать СВО стало кульминацией накопившегося разочарования.
Все, что произошло потом, принесло нашей стране много откровений. Спецоперация вскрыла проблемы в военной сфере, которая традиционно считалась сильной стороной России. В то же время наша экономика выдержала мощный санкционный удар и резкий разрыв связей с Западом, хотя до СВО ее критиковали больше всего. Но что более важно — СВО заставила Россию взглянуть по-новому на свое место в мире. Москва окончательно отказалась от курса на вхождение в Запад и перешла в лагерь тех, кто хочет бросить вызов его гегемонии.
Теперь перед Россией стоит нелегкая задача: выстроить новые связи с Азией и другими странами глобального Юга и на ходу решать сопутствующие этому вызовы. Если все получится, Россия сможет претендовать на ведущую роль в будущем мироустройстве.
Украина отправилась в свободное падение
Если для России прошедший год стал годом потерь и новых возможностей, то для Украины он обернулся тотальной катастрофой. Положению страны действительно не позавидуешь. На ее территории идут активные боевые действия, критическая инфраструктура разрушается, а человеческих жертв становится все больше.
В военном и экономическом отношении Украина практически полностью зависит от западной помощи. США и ЕС щедро сдабривают ее финансами и оружием, но при этом до сих пор не горят желанием видеть в своих структурах. И перспектив перелома ситуации пока не видно.
Тем временем украинское руководство не торопится делать выводов из сложившейся ситуации. Киев до сих пор не признал, что к кризису привели его собственные политические ошибки. Кроме того, Украина по-прежнему отказывается от переговоров и ставит себе максималистскую цель выхода к границам 1991 года — хотя ресурсов для ее достижения, очевидно, нет. Но даже если Украина сумеет выйти из кризиса с минимальными территориальными потерями, ее будущее как государства все равно останется под вопросом.
США теряют хватку
Америке пришлось столкнуться с неприятной для себя правдой: она теряет контроль над ситуацией в мире. Раньше Вашингтон мог гнуть свою линию, не считаясь с мнением других. Одного его голоса было достаточно, чтобы приглушить недовольных. А самых несговорчивых «ставили на место» силой.
Год украинского кризиса показал, что все это в прошлом. Экономическое и военное давление не заставило Россию отступить из Украины. На призывы защитить «порядок, основанный на правилах» откликнулся только Запад. А попытки «построить» других привели к тому, что США только перессорились с традиционными партнерами, вроде Саудовской Аравии и Турции.
Пока Штаты не теряют надежды вернуть все на круги своя, ради чего продолжают усиливать градус напряженности. Но чем больше ресурсов они вбрасывают в Украину, тем быстрее расползается либеральный миропорядок — причем фронда разрастается даже дома. Вашингтонскому истеблишменту только предстоит осознать это.
Евросоюз застыл на перепутье
В это же время европейские страны столкнулись с собственной дилеммой. До 2022 года безопасность ЕС поддерживали американцы, а дешевые российские энергоносители давали ему стабильный экономический рост. Это позволяло европейцам почивать на лаврах и верить в уникальность своего опыта.
После начала СВО иллюзии рухнули. Разрыв с Россией обернулся экономическим кризисом в ЕС, а США под лозунгами о «солидарности» стали зарабатывать на его проблемах. Нестабильность на границах остро поставила перед европейцами вопрос об увеличении расходов на оборону. При этом сами они до сих пор тонут во внутренних спорах и не могут адекватно ответить ни на одну из проблем.
Сейчас ЕС предстоит сделать непростой выбор: взять ответственность за свою судьбу и распрощаться с благополучием или остаться в зоне комфорта с риском превратиться в безвольный придаток США. Попытки Германии и других выправить свое военное положение говорят о том, что европейцы предпочли бы пойти по первому пути. Но в отсутствие решительного лидерства их ждет только второй.
Китай готовится «выходить в свет»
КНР оказалась единственным безусловным бенефициаром украинского кризиса. После разрыва с Западом Россия лишила себя альтернативы стратегическому партнерству с Поднебесной. США ослабели, бросая все ресурсы на удержание европейского геополитического фронта. При этом сам Китай сберег силы: не вступал в санкционные войны и уклонялся даже от опосредованного участия кризисе.
И вот, в первую годовщину начала конфликта КНР наконец-то вступает в игру. Пекин пытается примерить на себя амплуа миротворца, предлагая России и Украине собственный мирный план. При этом американцы бьют тревогу и сообщают о готовности Китая поставить нашей стране прямую военную помощь. Если это действительно так, то вскоре украинский кризис может выйти на новый виток эскалации.
━━━━━
Виталий Рюмшин