психология

Слова ценой в 1000 рублей: почему вам стоит почаще говорить комплименты и как научиться их принимать

Главное, чтобы они были искренними
Artem Beliaikin/Unsplash
Artem Beliaikin/Unsplash

1 марта отмечается Всемирный день комплимента. Когда вы в последний раз хвалили близкого человека? Коллегу? Незнакомца? Комплименты позволяют справляться со стрессорами, одолевающими современного человека, как полагают ученые. Разбираемся, как такое возможно, при чем тут деньги и почему мы так скупы на похвалу.

Выживаемость — в искренности

Значимые комплименты могут удовлетворить нашу основную человеческую потребность в чувстве уважения со стороны других, согласно пирамиде Маслоу.

Теория Маслоу представляет собой пятиуровневую модель фундаментальных потребностей человека. Потребность в оценке, достижениях и признании играет важную роль в мотивации поведения. Желание чувствовать принятие основано на выживании. Еще в древние времена ощущение цели и принадлежности помогало нам сохранять свое положение в обществе. Это позволяло создать цикл обратной связи для сотрудничества, что приводило к успеху всего племени. Было показано, что в современном мире чувство признательности помогает формировать, укреплять и поддерживать отношения, улучшая здоровье и благополучие общества на 50%.

Большинство ученых сходятся во мнении, что осмысленные комплименты заставляют нас чувствовать себя хорошо — как при их дарении, так и при их получении.

Возможно, наиболее очевидным преимуществом является то, что осмысленные комплименты повышают уверенность в себе. Признание того, что вы видите ценность в ком-то, помогает получателю комплимента осознать ценность внутри себя и поделиться ею с другими. Но и это еще не все. В одном исследовании 2008 года ученые обнаружили, что получение комплимента стимулирует ту же часть мозга, которая активируется денежным вознаграждением. Другое исследование показало, что получение похвалы при изучении нового навыка помогает мозгу лучше запоминать и воспроизводить его.

Но не забывайте: комплименты должны быть искренними, чтобы работать, как надо. Или, по крайней мере, вы должны звучать настолько убедительно, чтобы другой человек не заподозрил лесть. Искусственные комплименты, скорее всего, будут иметь эффект, противоположный искренним. Люди, которые их получают, часто чувствуют, что они ложны и не имеют благих намерений. Это сводит на нет все положительные эффекты поступка. Тем не менее важно не то, является ли комплимент поддельным или икренним, а то, верит ли в него получатель. Вполне возможно, что кто-то воспримет саркастический комплимент как искренний или не поверит и отклонит правдивые слова.

Люди с низкой самооценкой, как правило, не принимают комплименты адекватно. Это может быть связано с сопротивлением информации, которая противоречит их мировоззрению, — люди сильно мотивированы придерживаться негативных взглядов, даже на самих себя.

Не забывайте говорить комплименты сами

Получение комплимента — хорошая подзарядка для мозга. Но отдача не менее важна. Все потому, что наш мозг обычно сосредотачивается на негативе, когда-то жизненно важном защитном механизме, который повышал шансы на выживание, сканируя потенциальные угрозы. В то же время комплименты тренируют мозг искать позитив. Смещение внимания на хорошее выводит вас из негативного цикла.

Комплименты демонстрируют заботу и сострадание к другим и способны мотивировать. Как только вы сообщаете кому-то об их хороших поступках, они будут повторять это поведение снова и снова, чтобы прочувствовать то удовольствие, которое вы активировали в их системе вознаграждения.

В идеале следует делать и получать комплименты каждый день, находясь в близких отношениях с кем-то. Очень легко принимать поведение друг друга как должное или делать одни лишь замечания. Поэтому важно прилагать согласованные усилия, чтобы замечать все хорошее, что есть в вашем партнере, члене семьи или друге. Если вы привыкнете посылать частые комплименты, то начнете замечать то хорошее, что есть в ваших отношениях. Это поможет их укрепить.

Почему так сложно делать комплименты?

Оказывается, многие люди недооценивают силу похвалы. Ученые обнаружили, что люди, делающие комплименты, либо недооценивают, насколько сильно их слова скажутся на других, либо переоценивают то, насколько некомфортно будет чувствовать себя получатель. Беспокойство по поводу того, как получатель может интерпретировать ваш комплимент (возможно, вы боитесь, что он недостаточно искренен), преобладает, поэтому мы держим признательность при себе.

Однако эти опасения беспочвенны. В исследовании 2018 года ученые обнаружили, что получатели комплиментов редко чувствовали себя неловко, получив положительные отзывы. На самом деле они, как правило, были в восторге от искренней похвалы. Наше собственное восприятие социальной компетентности (или ее отсутствия) по-прежнему удерживает нас от прилюдного восхищения. Как только мы отпускаем эту навязываемую самим себе неуверенность и начинаем делиться сообщениями благодарности, между дарителем и получателем начинает проявляться своего рода эффект бумеранга.

Научиться любезно принимать комплименты так же важно, как и научиться их делать. В конце концов, отказ от комплимента — это еще один способ сказать кому-то, что он не прав или что его мнение или точка зрения неверны. Это все равно, что отказаться принять подарок. Если вы сомневаетесь, как отреагировать на те или иные слова, используйте простое «спасибо».

Анастасия Дегтярева