психология

Акула пера: чем отличается мозг писателей и правда ли, что он подвержен депрессии и шизофрении

Оказалось, что мозг писателя, делающего заметки в записной книжке, очень похож на мозг играющего баскетболиста
Aaron Burden/Unsplash
Aaron Burden/Unsplash

Все вы слышали о теории доминирования мозга между левым и правым полушариями. Правое, как говорят, отвечает за творчество, а левое — за методичность и логику. Но пора попрощаться с этими стереотипами. На самом деле люди одинаково используют оба полушария, и они не так уж отличаются друг от друга. Тот факт, что активность нашего мозга нельзя аккуратно разделить пополам, не означает, что в нем нет определенных областей, которые куда больше связаны с творчеством, чем другие. Разбираемся, что происходит в мозге писателей.

Что отличает писателей от других?

В 1960-х годах психолог Фрэнк X. Бэррон решил выяснить, что такого особенного в высокотворческих людях, что отличает их от всех остальных. Он пригласил в свою лабораторию ведущих архитекторов, математиков, ученых и предпринимателей, а также писателей. После нескольких дней наблюдений и оценок привычек и личности испытуемых Бэррон обнаружил, что общие черты творческих людей можно разделить на несколько категорий. Основные признаки включают:

・предпочтение сложности и двусмысленности;

・высокая терпимость к беспорядку и хаосу;

・способность находить порядок в хаосе;

・готовность идти на риск.

По словам Бэррона, творческий человек «одновременно более примитивен и более культурен, более деструктивен и более созидателен, иногда более безумен, но все же непреклонно более здоров, чем средний человек». Оказалось также, что писатели, как правило, входят в первые 15% людей по показателям психопатологии и чаще остальных страдают от депрессии, маний, шизофрении и паранойи.

Ученый выяснил, что повышенное самосознание ведет к характеристикам, которые общество связывает с психическими заболеваниями, но также и к сложности личности, которая может иметь серьезные творческие результаты.

А что насчет мозга? Чем отличается мозг писателя?

В ранних исследованиях ученые наблюдали за мозгом пианистов и оперных певцов, используя фМРТ-сканеры для точного определения активных областей. Изучить мозг, пока человек поет арию, непросто. Сканеры в этом плане очень похожи на фотоаппараты XIX века: они делают очень четкие снимки, если объект остается неподвижным. Для получения точных данных один из ученых, доктор Мартин Лотце, разработал программное обеспечение, которое учитывает колебания, вызванные дыханием или движениями головы.

В случае с творческим письмом ученые столкнулись с аналогичной проблемой: они хотели сканировать мозг людей, пока они писали. Но нельзя было просто предоставить испытуемым клавиатуру для письма из-за высокой активности магнитного поля. Исследователи решили поступить иначе: они сделали письменный стол на заказ. Таким образом, писатели клали пишущую руку на стол и получали возможность творить на бумаге. Система зеркал позволяла им видеть, что именно они пишут, в то время как их голова оставалась внутри сканера.

Martin Lotze/University of Greifswald
Martin Lotze/University of Greifswald

Для начала доктор Лотце попросил 28 добровольцев скопировать какой-нибудь текст. Затем он показал им несколько строк из короткого рассказа и попросил продолжить его своими словами. Исследователи обнаружили, что некоторые области мозга активизировались только во время творческого процесса, а не во время копирования букв. В процессе мозгового штурма у добровольцев активизировались определенные области зрения. Возможно, писатели действительно воображали (видели) сцены, которые хотели написать.

Доктор Лотце подозревает, что гиппокамп извлекал фактическую информацию, которую могли использовать добровольцы. Также активизировалась одна область в передней части мозга, которая имеет решающее значение для одновременного удержания в уме нескольких фрагментов информации, например, о персонажах и множественных сюжетных линиях.

Мозг новичков отличается от мастеров письма?

Реагирует ли мозг бывалых писателей по-другому? Чтобы выяснить это, ученые заставили опытных творцов пройти те же тесты, а затем сравнили их результаты с новичками. Оказалось, что мозг профессионалов работал по-другому еще до того, как они взялись за перо. Во время мозгового штурма у начинающих акул пера активизировались зрительные центры. Напротив, мозг опытных писателей показал большую активность в регионах, вовлеченных в речь. Ученые предполагают, что обе группы используют разные стратегии. Возможно, новички смотрят свои истории, как фильм, у себя в голове, а бывалые сценаристы рассказывают их внутренним голосом.

Когда две группы начали писать, обнаружился еще один набор различий. Глубоко в мозге опытных писателей активизировалась область, называемая хвостатым ядром. Оно играет важную роль в навыках, которые приходят с практикой, включая такие занятия, как настольные игры. Когда мы впервые начинаем осваивать навык — будь то игра на фортепиано или игра в баскетбол, — мы прилагаем много сознательных усилий. С практикой эти действия становятся автоматическими. Когда происходит этот сдвиг, хвостатое ядро и близлежащие области начинают координировать деятельность мозга. У новичков ядро было спокойным.

Сама природа творчества может отличать одного человека от другого, поэтому трудно увидеть, что общего у разных писателей. Кто-то мог активировать отделы восприятия вкуса, пока вспоминал вкус описываемого печенья. Но другой писатель мог больше полагаться на звуки, чтобы вызвать в памяти время и место, где это печенье было съедено.

Способствует ли писательское творчество формированию мозга, или некоторые мозги более склонны к творческому письму? Вероятно, и то, и другое. В то время как результаты Бэррона подразумевают, что некоторые мозги в первую очередь лучше подходят для письма, Лотце предполагает, что мы способны изменить мозг посредством и для процесса письма.

Анастасия Дегтярева