«Я сейчас в полупустом офисе — все помогают в магазинах»: как бизнес работает 8 марта
Международный женский день — это не только возможность порадовать мам, бабушек, жен и сестер. Это важная дата в году для многих отраслей, которые зарабатывают на празднике. Традиционно 8 марта подарками становятся цветы, косметика и ювелирные украшения. Мы решили разобраться, как эти отрасли готовятся к Международному женскому дню и сколько на нем зарабатывают.
Ювелирные украшения
«Готовиться к 8 марта мы начинаем заранее, еще в декабре. В конце предыдущего года начинают готовиться промо-материалы, креативы», — рассказал «Постньюс» директор розничной сети ювелирных магазинов Sokolov Вячеслав Корнилов. Дополнительные товары начинают производить уже в январе, а в феврале продукция распределяется по торговым точкам.
К празднику меняются не только производство и маркетинг, но и работа самих магазинов. Графики сотрудников подстраивают так, чтобы в дни ажиотажа на смене было как можно больше людей. Руководство старается минимизировать количество выходных и отпусков в этот период. За несколько дней до 8 марта трафик в магазинах вырастает вдвое, и каждому из гостей нужно уделить внимание. «Я сейчас в полупустом офисе — все сотрудники помогают в магазинах. Я сам завтра там буду», — признался Корнилов.
На фоне праздника производство, объем товаров в магазинах и продажи (как офлайн так и онлайн) увеличиваются втрое, сообщил Корнилов. При этом в цепочках поставок компании ничего не меняется, потому что у Sokolov есть собственное производство украшений. На 8 марта появляется больше целевого спроса, «когда люди приходят с конкретным запросом на покупку, а не просто гуляющие». «Количество посетителей, сделавших покупку, относительно трафика в процентах сильно возрастает», — пояснил директор розничной сети.
По сравнению с прошлым годом мы видим рост среднего чека на 20%. Самые дорогие покупки в этом году совершали в Санкт-Петербурге, потом Москва, следом Ростов-на-Дону.
Традиционно на 8 марта чаще всего покупают серьги, рассказывает Корнилов. Они занимают треть среди всех продаж в преддверии праздника. По его словам, четверть приходится на кольца, по 10% — на подвески и на браслеты. «В этом году мы видим явный дополнительный спрос на украшения с бриллиантами», — добавил он. В некоторых регионах спрос на такие товары вырос на 60-70%.
«Если говорить про I квартал, продажи на 8 марта имеют значительный вес. Если смотреть на общем фоне, сложно так сказать», — рассуждает Корнилов. При этом праздник дает сети возможность для развития. Люди, которые приходят за подарками, впоследствии могут стать постоянными клиентами. «Поэтому для нас крайне важен высокий уровень сервиса в эти дни. Обслужить большое количество покупателей — одна из сложностей, которые возникают в эти дни», — констатирует Корнилов.
Косметика и парфюмерия
«Осень и до конца весны — это пиковый период косметической продукции, и отрасль, как правило, готова к нему задолго», — сообщила исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Александра Скоробогатова. За несколько месяцев до праздника в отрасли наращивают производство и доставляют товары на склады, рассказала она «Постньюс».
Готовясь к 8 марта, компании разрабатывают новые продукты и продумывают маркетинговые акции. «Когда покупатель более заинтересован в покупке, его стимулируют к покупке, может быть, даже лишней продукции», — объяснила Скоробогатова. В это время среди покупателей становится больше мужчин: «Они идут за косметикой по необходимости, даже если обычно они за ней не ходят».
Продажи и средний чек в отрасли в этот период вырастают на 15%-30%.
К праздничному периоду каждая компания увеличивает производство самой востребованной продукции. В первую очередь на 8 марта растут продажи парфюмерии, декоративной и уходовой косметики. Гигиеническая продукция вроде гелей для душа и шампуней продается в это время хуже, отмечает Скоробогатова. В целом продажи и средний чек в отрасли в этот период вырастают на 15%-30%.
По словам специалиста, I квартал — традиционно более результативный период года для косметики и парфюмерии. Все потому, что на него приходится не только 8 марта, но и 14-е и 23-е февраля. Поэтому нельзя сказать, что Всемирный женский день «делает для отрасли годовую выручку», признает Скоробогатова.
Цветы
Все продавцы цветов, которых мы просили о комментарии, ответили отказом. По словам наших собеседников, сотрудники цветочных компаний слишком заняты в преддверии праздника, и не могут найти время для интервью. Поэтому в трудностях цветочного бизнеса мы разбирались по открытым источникам.
На 8 марта продается десятая часть всех цветов за год.
Традиционно стоимость букетов к празднику увеличивается. В начале марта 2022 года цены на цветы выросли на 32% по сравнению с февралем. В 2023-м рост оказался менее заметным, а средний чек за букет составил 2165 руб. за букет, подсчитали аналитики. Рост цен связан с проблемами с импортом. Большинство цветов завозят в Россию из стран Африки и Нидерландов. Из-за санкций логистические издержки продавцов увеличились, и поэтому цветы дорожают.
Эксперты отмечают, что на 8 марта продается десятая часть всех цветов за год. За несколько дней до праздника продажи резко увеличиваются. 7 марта продажи цветов превышают обычные показатели в пять раз, а 8 — в 10-12. В последние годы в России растет доля онлайн-заказов цветов. Если в 2020 году она составляла лишь 5%, то к 2023-му выросла до 13%.
Повышенный спрос требует от флористов немалых жертв. Сотрудники отрасли рассказывают, что рабочие смены в цветочных магазинах в этот период могут длиться до 15 часов. Чтобы справиться с наплывом заказов к 8 марта, некоторые продавцы даже отказываются от продажи букетов на свадьбы и дни рождения. Но тяжелый труд приносит свои плоды: за одну только первую неделю марта флористы-фрилансеры могут зарабатывать более 30 тыс. руб.