Зачем использовать слова, если есть смайлики: что плохого и хорошего в эмодзи?
Сегодня значительная часть общения между людьми происходит по переписке в социальных сетях. Иногда в таком формате трудно передать чувства, которые человек вкладывает в то или иное сообщение. Для этого и существует огромное разнообразие картинок, которые схематично изображают радость, грусть, раздражение или благодарность. Как же использование подобных вспомогательных средств сказывается на языке и межличностной коммуникации? Разбираемся.
Смайлики изобрели в 1982 году
Эта заслуга принадлежит американскому исследователю Скотту Фалману: 19 сентября на веб-сайте его университета появилась шуточная заметка о том, что в здании разлилась ртуть. Люди восприняли новость серьезно и запаниковали. Именно тогда ученому пришла в голову мысль о том, что подобные юмористические заявления можно отмечать специальным набором символов, а именно: :-).
Идея приобрела международную популярность и получила развитие в 1999 году. Японские разработчики закодировали специальные схематичные изображения в своих системах, чтобы сделать смайлики более эстетичными: так и появились эмодзи.
Как это изменило формат общения?
С тех пор, как данная функция стала общедоступной, люди начали постоянно использовать эмодзи. Сегодня эти картинки — неотъемлемая часть не только дружеской, но и деловой коммуникации. Это подтверждают американские исследования: 61% респондентов сказали, что используют их в переписке с начальниками или подчиненным. В том же опросе выяснилось, что 62% людей прибегают к картинкам в качестве шутки, 42% — чтобы выразить то, что не могут передать словами, а 93% — чтобы сделать переписку легкой и приятной.
Данные схематичные рисунки также помогают устраивать личную жизнь. Оказалось, что те, кто применял их в сообщениях, с большей вероятностью получали приглашение на второе и третье свидание. Более того, они влияли на степень физического контакта: те, кто использовал сердечки и смайлики, добивались поцелуев и объятий быстрее.
Как эмодзи сказываются на языке?
В 2021 году эксперты решили выяснить, сколько эмодзи существует, и насчитали 3633 картинки. Несмотря на это пугающее количество, лингвисты сходятся во мнении, что языкам ничего не угрожает: они воспринимают эмодзи, как развивающуюся иллюстративную систему общения, которая гармонично дополняет существующую коммуникацию. Например, американский языковед Тайлер Шнобелен считает, что эмодзи можно сравнить с диалектами и сленгом. Именно поэтому в разных социальных группах существует определенный набор популярных изображений, смысл которых понятен только им.
С другой стороны, их можно расценивать как дополнительные средства пунктуации. Дело в том, что письменный язык крайне ограничен в способах эмоциональной окраски текстов: восклицательного и вопросительного знаков явно недостаточно, чтобы передать весь спектр человеческих чувств. Эмодзи же заполнили данную потребность и именно поэтому приобрели такую бешеную популярность.