экономика

Турция ограничила экспорт санкционных товаров в РФ. Что это значит?

Из-за этого в России могут вырасти цены на импортную электронику и одежду. Но логисты уверены, что со временем решение найдется
Venti Views/Unsplash
Venti Views/Unsplash

До сих пор Анкара была одним из главных партнеров Москвы в обходе западных санкций. Но теперь логистические компании сообщают, что транзит санкционных грузов через Турцию остановился. Эксперты предполагают, что все дело в давлении западных стран. Хотя, возможно, таким образом Анкара просто хочет заработать на российских перевозчиках. Тем не менее логисты надеются, что ограничения не продлятся долго, а экспорт в РФ не остановится. Разбираемся, как Турция ограничила экспорт в Россию, почему она это сделала и к чему это может привести.

Что происходит?

Несанкционные товары проходят через Турцию, как и раньше. Но логисты рассказывают, что турецкие таможенники отклоняют транзитные декларации по санкционным грузам. Из-за этого они не могут пройти дальше. «При международной перевозке след таможенных документов не должен прерываться. Экспортная декларация — транзитная декларация — таможенная декларация», — объяснил замруководителя отдела логистики компании «Рускон» Алексей Афанасьев в беседе с «Постньюс».

Перевозчики сообщают, что в базу данных турецкой таможни сейчас нельзя внести санкционные грузы, которые следуют в Россию и Белоруссию. При этом растаможить товар в Турции все еще можно. Это значит, что перевозчики могут вместо транзитной декларации оформить таможенную, как будто Турция и есть страна назначения груза.

По информации Bloomberg, ограничения действуют еще с 1 марта. При этом никаких официальных сообщений от Анкары до сих пор не поступало. Российские дипломаты уже выясняют, почему транзит остановился, и надеются, что он возобновится в ближайшее время.

Логисты предполагают, что проблемы с транзитом можно решить. Для этого перевозчикам придется растаможивать груз в Турции и оформлять турецкий сертификат происхождения. Тогда по документам будет считаться, что товары произвели в Турции, и транзитная декларация для них не потребуется.

Теоретически это позволит перевозить грузы через турецкую территорию, как раньше, но стоить это будет дороже. Перевозчикам придется оплачивать сертификат происхождения и местный НДС в 18%. При этом Афанасьев отказался комментировать такой способ перевозки: «Мы — люди, работающие не с “если”, а с фактами», — подчеркнул он.

Почему Турция ограничивает экспорт?

Некоторые участники рынка считают, что трудности возникли временно. По их мнению, сейчас обновляется ПО турецких таможенников, поэтому и возникают сложности с регистрацией.

Однако многие перевозчики готовятся, что проблемы с турецким транзитом останутся надолго. Турецкие логисты объясняют их давлением со стороны Запада, пишет «Коммерсант». По этой версии, США и ЕС пытаются остановить транзит санкционных товаров через Турцию и помешать России обходить ограничения.

Собеседники издания придают большое значение недавнему визиту в Турцию госсекретаря США Энтони Бликена. Тот пообещал Анкаре $50 млн на восстановление после землетрясений. Ранее о давлении Штатов на Турцию и ОАЭ сообщал и Bloomberg. Вашингтон не устраивает, что эти страны помогают Москве получать санкционные товары.

Некоторые связывают ограничения на транзит с зерновой сделкой, срок которой заканчивается 15 марта. Турция заинтересована в том, чтобы РФ продлила это соглашение. В этом свете препятствия для экспорта могут стать еще одним рычагом давления Анкары.

К чему это может привести?

Если проблема носит временный характер, то большие изменения вряд ли произойдут. Вероятно, некоторые грузы задержатся в Турции, а когда транзит возобновится, пойдут в Россию, как раньше. Несанкционные товары и вовсе задерживаться не будут, потому что их ограничения не коснулись.

Но если транзит через Турцию ограничен надолго, изменения будут более заметны. С одной стороны, некоторые перевозчики начнут растаможивать грузы там и получать местные сертификаты происхождения. По оценкам логистов, это увеличит время доставки на три-четыре дня, которые нужны для оформления документов. Кроме того, вырастут издержки таких перевозчиков, ведь им придется выплачивать новые пошлины и НДС.

С другой стороны, грузы могут перенаправить в страны, у которых нет проблем с транзитом в Россию, например, ОАЭ и Китай. Афанасьев подтверждает, что альтернативные варианты есть, но считает, что они несут коммерческие риски. Изменение маршрутов потребует времени и принесет новые логистические издержки. В результате в России могут увеличиться цены на импортную бытовую технику, электронику и одежду. Именно эти товары чаще всего перевозят в РФ через Турцию.

При этом Анкара вряд ли захочет терять экономическое партнерство с Москвой. Вероятно, Турция постарается сохранить объемы экспорта в Россию, даже если поставки придется делать через посредников, а не официально. Цены на санкционные товары действительно могут вырасти, но при любом развитии событий турецкий экспорт в Россию не остановится. С этим соглашается и Афанасьев: «Решение всегда найдется, вопрос только времени и смекалки».

Степан Липатов