экономика

«Догмы» замедленного действия: почему в России предлагают изменить систему госзакупок?

Парламент призывает ускорить процессы в условиях СВО. Эксперты в целом поддерживают изменения, но опасаются расцвета коррупции
Валерий Шарифулин/ТАСС
Валерий Шарифулин/ТАСС

Совет Федерации внес в Госдуму поправки в закон о госзакупках. Их разработали по поручению председателя Валентины Матвиенко. Поправки предполагают упрощение процедуры госзакупок. Сенаторы считают, что нынешняя система слишком затягивает выполнение заказов. Разбираемся, как система госзакупок работает сейчас, что в Совфеде предлагают поменять и что из этого может получиться.

Как сейчас устроены госзакупки?

С помощью системы госзакупок российские госучреждения ищут поставщиков товаров и исполнителей работ или услуг. Эта система помогает властям находить лучшие предложения, чтобы эффективнее использовать бюджет и получать наилучший результат.

Госзакупки бывают двух видов:

· Закрытые. В них участвуют только компании, которые лично приглашают поучаствовать.

· Открытые. Госзакупки публикуются в общем доступе на специальном портале. Заявку на участие может подать любая компания. Такие госзакупки бывают даже неконкурентными. В этом случае госорганы сами выбирают одного поставщика. Сделать это можно только если сумма контракта не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб., если годовая выручка компании выше 5 млрд руб.).

Конкурентные госзакупки (как закрытые, так и открытые) проводят на конкурсной основе. Госорганы могут оценивать участников по разным критериям, например, по котировкам (конкретным предложениям, которые можно оставить только один раз). В некоторых случаях проводится аукцион. Тогда госучреждение устанавливает максимальную стоимость заказа, а участники предлагают более низкие цены. Заказ получит тот, кто предложит меньше всех.

Поучаствовать в конкурсе на госзакупки может любая компания, ИП и даже физлицо. Главное — соблюдать требования заказа. Например, в некоторых случаях от поставщиков требуют, чтобы товары были исключительно отечественного производства. А исполнители специальных работ (например, геодезических) должны предоставлять соответствующие лицензии и разрешения.

Какие изменения предлагает Совфед?

В феврале спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила ввести мораторий на закон о госзакупках. По ее словам, он должен был действовать до окончания СВО. Она поручила обратиться с инициативой в правительство и пообещала лично обсудить ее с премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Матвиенко считает, что нынешняя система госзакупок требует слишком много времени. Из-за этого строительство инфраструктуры и социальных объектов затягивается. Особенно процессу мешают судебные разбирательства, которые начинают проигравшие участники тендеров. Матвиенко уверена, что в условиях СВО нужно дать регионам в ускоренном режиме принимать решения по госзакупкам.

Я бы предложила с учетом нынешних условий, новой реальности, в которой мы живем, не цепляться за какие-то догмы, а, может быть, наложить мораторий на 44-й закон и дать возможность быстро осваивать средства.

Валентина Матвиенко

В Кремле тогда заявили, что решение о моратории должно принимать правительство. Минфин же отнесся к идее скептически. В ведомстве отметили, что все необходимые инструменты для быстрых госзакупок уже есть в законодательстве. Действующие нормы и так позволяют заключать контракты в сжатые сроки даже в условиях СВО, подчеркивает Минфин.

Тем не менее 14 марта поправки в закон о госзакупках все-таки внесли в Госдуму. Предложенные изменения оказались не такими радикальными, как те, что Матвиенко озвучила в феврале. Документ предполагает не мораторий, а точечные изменения — например, повышение минимальной суммы контрактов, при которых можно проводить конкурс по запросу котировок. Кроме того, поправки сокращают срок согласования контрактов с единственным поставщиком.

Еще сенаторы предлагают до 1 января 2025 года разрешить строительные госзакупки «под ключ». Также госучреждения получат возможность заключить контракт с исполнителем, который занял на конкурсе второе место, если договор с победителем будет расторгнут. Авторы проекта уверены, что изменения позволят оптимизировать госзакупки и сократить сроки выполнения госзаказов. При этом в законопроекте не указано, что он будет действовать до окончания СВО.

Матвиенко попросила парламентариев рассмотреть законопроект в приоритетном порядке. «Его очень ждут в регионах, его ждет бизнес. Надо довести до логического завершения эту работу, завершить ее принятием закона», — заявила она.

К чему это может привести?

Эксперты считают, что изменения в закон о госзакупках принесут двоякие последствия. С одной стороны, специалисты поддерживают доработки закона. Дело в том, что действующая норма не учитывает перемен, которые произошли из-за санкций. Цены на товары и услуги и рынок в целом изменились, поэтому закон стоит адаптировать под новые реалии.

Эксперты указывают и на то, что против РФ ведется экономическая война. Из-за нее ресурсы страны ограничиваются, поэтому государственным заказчикам нужно дать больше свободы при заключении контрактов. Кроме того, государству важно ускорять бюрократические процессы в условиях СВО, считают специалисты.

С другой стороны, эксперты опасаются, что послабления для закона о госзакупках могут привести к расцвету коррупции. Тогда мера навредит не только государству, но и бизнесу. Изменение отдельных норм в законе специалисты считают оптимальным вариантом. Эксперты уверены: нельзя жертвовать прозрачностью госзакупок ради скорости.

Степан Липатов