Спасти рядовых вкладчиков: как Штаты оказались на пороге нового банковского кризиса?
США угрожает новый банковский кризис после падения Silicon Valley Bank — одного из крупнейших банков США. Он обанкротился на фоне кризиса из-за антироссийских санкций. Теперь американские регуляторы всеми силами спасают национальную экономику. На этом фоне Байден и Трамп обмениваются обвинениями, а IT и крипторынок ожидают застоя. Рассказываем, из-за чего США оказались на пороге финансового кризиса, как власти пытаются его избежать и что все это значит для России.
Банкопад
Silicon Valley Bank (SVB) входил в двадцатку крупнейших банков США. Его основными клиентами были IT-стартапы из Силиконовой долины. На фоне пандемии инвестиции в технологические проекты резко выросли, а вместе с ними — портфель SVB. При этом многие стартапы держали свои средства на депозитах «до востребования». Доходность по таким депозитам для клиентов была близка к нулю, зато забрать деньги можно было в любой момент. Все потому, что в это время ФРС держала ставку около нуля, чтобы возродить экономику США после коронакризиса.
Айтишники не нуждались в кредитах, потому что легко получали деньги от инвесторов. Из-за этого SVB было некому выдавать займы с помощью средств на депозитах. Чтобы пустить их в оборот, банк инвестировал в долгосрочные гособлигации на 5-10 лет с доходностью около 1,5%.
Все изменил 2022 год. Из-за санкционных войн в США подскочила инфляция. Чтобы сдержать рост цен, ФРС пришлось увеличить ставку до 4,5-7,5%. В результате доходность долгосрочных гособлигаций выросла вдвое (сейчас она составляет около 3,5%). Это было плохой новостью для SVB. Все потому, что по их бумагам доходность осталась на старом уровне, поэтому продать их стало возможно только с большой скидкой.
Допустим, до кризиса банк купил облигации за 100$ с доходностью 1% годовых (цифры условные). В год такая облигация приносит 1$. После повышения ставки ФРС на рынке появились такие же облигации с доходностью в 3% (получается, по $3 в год).
Теперь старые облигации, которые купил банк, нельзя перепродать за $100. Покупателям будет выгоднее взять новые облигации, которые приносят больше процентов доходности. А старые облигации они купят только за $30. Тогда их годовая доходность в $1 как раз составит около 3%. Вот и получается, что активы банка, который владеет такими облигациями, значительно дешевеют.
Это стало проблемой, потому что в подешевевших облигациях лежали деньги с депозитов. После начала кризиса из-за конфликта на Украине инвестиции в IT-стартапы сильно сократились, поэтому их владельцы стали «разбивать копилки», то есть забирать деньги со вкладов. «Кэша» в банке не хватало, и SVB начал продавать плохие облигации себе в убыток. Тогда его клиенты поняли, что денег на всех вкладчиков не хватит, и побежали забирать средства с депозитов. Банк не мог расплатиться со всеми вкладчиками, поэтому обанкротился и закрылся.
Вслед за SVB закрылся еще один крупный банк — Signature. Bloomberg отмечает, что это произошло по той же причине, что и в случае SVB. Масла в огонь подбросило и падение криптовалюты USDC, которая была привязана к курсу доллара. Из-за банкротства SVB ее стоимость опускалась ниже $0,9. Все потому, что на депозитах банка свои резервы держал эмитент USDC — Circle. Аналитики опасаются, что под угрозой находится еще один банк — First Republic, который входит в рейтинг S&P 500. Его акции уже просели более чем на 70%.
Минфин США спешит на помощь
SVB стал самым крупным банком, который обанкротился с 2008 года. Из-за его падения над Штатами нависла угроза нового финансового кризиса. Чтобы этого не допустить, ФРС и Минфин США разработали план по спасению вкладчиков и финансовых организаций. Но сам SVB регуляторы спасать не собираются.
Рухнувшие банки перешли под контроль FDIC — американской Корпорации по страхованию вкладов. Регуляторы утверждают, что с 13 марта вкладчики смогут снять свои деньги с депозитов без ограничений. Правда, пока клиенты смогут получить не больше $250 тыс., хотя многие хранили на вкладах гораздо больше.
Чтобы вернуть оставшиеся средства, FDIC будет продавать активы обанкротившихся организаций на аукционе. Регуляторы рассчитывают, что бизнес SVB купят его конкуренты. Тогда расплачиваться с вкладчиками будут они, а взамен получат новые активы. По данным Reuters, бизнесом SVB уже заинтересовались Royal Bank of Canada и PNC. О возможности купить эти активы заявлял даже Илон Маск.
После банкротства SVB в США Банк Англии решил закрыть британское отделение организации. Чтобы не выплачивать вкладчикам средства из страхового фонда, власти Британии стали искать покупателя на активы SVB. Им стал другой крупный банк страны — HSBC. Он выкупил британский бизнес SVB за номинальную сумму в £1.
Однако ситуация может пойти и по худшему сценарию. Если покупать банк целиком никто не захочет, его активы придется продавать с молотка. В этом случае деньги от продаж пойдут на выплаты вкладчикам. Хватит ли их, чтобы вернуть всю сумму — вопрос открытый. Кроме того, в результате бывшие структуры SVB вряд ли продолжат работу в прежнем виде.
На этом поддержка американской финансовой системы не заканчивается. Минфин США пообещал выделить $25 млрд на льготные кредиты остальным банкам страны. С помощью этих денег организации должны пополнить резервы, чтобы продолжить выплачивать депозиты.
Президент США Джо Байден заявил, что банковская система страны в безопасности. «Ваши вклады будут на месте, когда они вам понадобятся», — заверил он американцев. Он пообещал, что в будущем регулирование банков станет более жестким, чтобы крах SVB и Signature не повторился. В случившемся Байден обвинил экс-президента США Дональда Трампа и его администрацию. По его словам, нынешний кризис стал возможен, потому что консерваторы смягчили регулирование банковской сферы.
Открытый финал
Сам Трамп смотрит на ситуацию менее оптимистично и переводит стрелки на действующего лидера страны. По его мнению, Штаты ждет новая Великая депрессия, к которой приведет политика администрации Байдена.
В его словах есть доля правды. На фоне краха SVB и Signature акции других банков США тоже снижаются. Бумаги некоторых организаций вроде Western Alliance и PacWest уже потеряли в цене десятки процентов. Вместе с этим падают и акции европейских банков: Credit Suisse, UniCredit, Deutsche Bank и Raiffeisen. Тем временем курс доллара неуклонно слабеет.
Даже если полномасштабного кризиса в США не будет, банкротство крупных банков принесет стране малоприятные последствия. SVB и Signature были системообразующими банками для крипто- и IT-рынков США. По-видимому, активность в этих отраслях будет снижаться, а новых инвестиций в технологические проекты станет меньше.
Ситуация грозит США не только экономическими, но и политическими последствиями. Крах SVB и Signature — это серьезный удар по имиджу Байдена и еще один повод для критики со стороны его противников. Если его администрация не сможет спасти страну от банковского кризиса, это снизит его шансы на победу на выборах 2024 года.
Финансовый кризис в США может затронуть даже Россию. Из-за него цены на нефть уже снизились до уровней 10 января. Вместе с ослаблением доллара это может снизить доходы российского бюджета от продажи энергоресурсов. Тем не менее большого влияния на экономику РФ американский кризис не окажет, уверены в Госдуме. Как ни иронично, в этом России помогут санкции. Страна «отсечена» от западной финансовой системы, поэтому мало зависит от возникающих в ней проблем.