власть

Американский беспилотник упал в Черное море. Что это было?

Москва назвала полет дрона у границ России провокацией, а Вашингтон выразил протест из-за «непрофессиональных действий РФ»
Zuma/TASS
Zuma/TASS

Американский беспилотник упал в воды Черного моря в районе Крымского полуострова. Инцидент стал первым известным физическим контактом России и США с момента начала спецоперации на Украине. Власти обвинили друг друга в произошедшем, а в СМИ прочат усиление напряженности между Москвой и Вашингтоном. Разбираем детали произошедшего и объясняем, как это повлияет на отношения двух государств.

Что произошло?

14 марта Воздушно-космические силы РФ обнаружили американский беспилотник MQ-9 Reaper в районе Крымского полуострова. Как уточнили в Минобороны, он летел в сторону российской государственной границы с выключенными транспондерами. «В результате резкого маневрирования в районе 9:30 (мск) беспилотный летательный аппарат MQ-9 перешел в неуправляемый полет с потерей высоты и столкнулся с водной поверхностью», — заявили в ведомстве. В МО РФ уточнили, что ВКС подняли в воздух истребители, но они не вступили в контакт с дроном и вернулись на аэродром после его падения.

Однако по версии европейского командования США, беспилотник был перехвачен в небе двумя российскими Су-27. Один из истребителей якобы задел винт БПЛА, из-за чего американским военным пришлось затопить аппарат в Черном море. Командующий ВВС Джеймс Хекер заявил, что дрон «выполнял обычные операции, когда был перехвачен», что привело к крушению, а действия российских пилотов назвал «небезопасными».

На следующий день телеканал CBS смоделировал и опубликовал реконструкцию столкновения Су-27 и MQ-9 Reaper над Черным морем. По версии зарубежной редакции, истребители в течение получаса 19 раз пролетели рядом с БПЛА, сбрасывая топливо. Оно якобы попало в винт дрона, что привело к его выходу из строя.

Как стало известно позднее, затопленный беспилотник вылетел на плановую разведку утром с базы в Румынии, при этом аппарат не был вооружен ракетами. Об этом написала газета The New York Times (NYT) со ссылкой на анонимного высокопоставленного чиновника.

Как на это отреагировали в России и США?

По словам представителя Белого дома Джона Кирби, о произошедшем сразу доложили президенту США Джо Байдену.  «Нередки случаи перехвата американских самолетов российскими над Черным морем. Но этот случай, очевидно, заслуживает внимания из-за того, насколько небезопасно и непрофессионально все было сделано», — сказал Кирби. Чиновник подчеркнул, что дроны Штатов «постоянно летают над этим воздушным пространством» и продолжат это делать.

Позже Кирби заявил, что США приняли меры по защите беспилотника от попадания в чужие руки. При этом он не уточнил, какие именно шаги для этого предприняли американские власти.

После инцидента в Госдеп Штатов срочно вызвали российского посла в Вашингтоне Анатолия Антонова, где дипломат «категорически отверг все инсинуации американской стороны». «Вызывает озабоченность недопустимая деятельность военных США в непосредственной близости от наших границ», — заявил Антонов. Глава дипмиссии допустил, что дроны «занимаются сбором развединформации, которая впоследствии используется киевским режимом для ударов по нашим вооруженным силам и территории».

Позже посол назвал произошедшее провокацией. В Вашингтоне, в свою очередь, выразили протест в связи с «непрофессиональными действиями российской стороны».

Какими будут последствия инцидента?

NYT отметила, что произошедшее в Черном море —  «первый известный физический контакт между США и Россией после начала конфликта на Украине». В материале газеты указано, что это немедленно обострило напряженность в отношениях Кремля и Белого дома.

В Институте изучения войны (ISW) считают, что инцидент не приведет к прямому столкновению двух государств. Аналитики отметили, что «президенты США и России сохраняют полную свободу в выборе реакции на подобные инциденты, а такие ситуации не предполагают автоматической эскалации».

«Учитывая неоднократные обещания президента Джо Байдена избегать вступления американских войск в прямой конфликт с Россией, а также явное и неоднократно продемонстрированное Кремлем нежелание ввязываться в войну с НАТО, для эскалации нет причин», — говорится в сводке ISW.

В декабре прошлого года в российском МИД выразили надежду, что США не доведут до прямого конфликта возросшую напряженность в отношениях двух государств. По мнению директора департамента Северной Америки в ведомстве Александра Дарчиева, именно Вашингтон виновен в «разрушении» отношений с Москвой, а нынешняя американская администрация подвела отношения «к точке невозврата».

Эльнара Синютина