Imago/PanoramiC/TASS
Imago/PanoramiC/TASS
кино

Авторское кино для всех: как снимает Люк Бессон?

Режиссер сочетает в своих картинах все самое лучшее от арт-хауса и поп-культуры. В итоге довольны все: и критики, и зрители

18 марта родился режиссер Люк Бессон — автор известных фильмов «Леон», «Пятый элемент» и «Такси». Его раннее кино рассказывало о французских маргиналах, а последние картины стали эпичными боевиками с большими бюджетами. В нашем тексте разбираемся, что объединяет фильмы Бессона, с помощью каких эффектов ему удается достучаться до зрителя, а также из чего состоит культовый «Леон». В конце вас будет ждать подборка из нескольких хороших, но менее известных работ режиссера.

Как устроено кино Люка Бессона?

За свою карьеру режиссер снял десятки картин чуть ли не во всех жанрах: у него есть и исторические драмы, и боевики, и мультфильмы, и мелодрамы, и арт-хаус. У его лент разная стилистика, манера повествования и задачи, но есть кое-что, что их объединяет.

Ракурсная съемка

В кино так называют манеру съемки с высокой или низкой позиции камеры. Такой ракурс нужен, чтобы усилить эмоциональное восприятие сцены: если камера стоит снизу, то персонаж сразу становится важным и значимым, а если сверху — то маленьким и беззащитным.

Чаще всего герои Бессона существуют в суровом мире и вынуждены постоянно бороться. Например, Матильда из культового «Леона» сталкивается с жестоким обществом взрослых. Чтобы подчеркнуть ее хрупкость, режиссер снимает не с прямого ракурса — «глаза в глаза», а с верхнего угла.

Кадр из фильма «Леон»
Кадр из фильма «Леон»

Взгляд из необычных мест

Любимый ракурс Бессона — взгляд из дверных глазков и щелей. Это усиливает динамику кадра, выдвигает персонажей на передний план и подчеркивает драматизм или, наоборот, абсурдность момента — мир, который видит зритель, становится искаженным и гиперболизированным. Такой прием свойственен Бессону в ранних работах, после «Леона» заметить подобные ракурсы уже сложнее.

Кадр из фильма «Леон»
Кадр из фильма «Леон»

Музыка

Саундтреки для большинства картин Люка Бессона написал Эрик Серра. Например, в одном из первых фильмов режиссера — «Подземке» — на протяжении всей ленты играет музыка, попадающая в такт и настроение персонажей. Серра — выходец из поп-музыки, его нельзя назвать классическим композитором, поэтому саундтреки в фильмах Бессона — драйвовые и запоминающиеся.

Так, в знаменитой Арии Плавалагуны из «Пятого элемента» голос сочетается с электроникой, а классическая музыка переходит к «драйвовой». Контраст повторяется и в визуале: плавные движения певицы чередуются с дракой Миллы Йовович.

Монтажные склейки

Бессон монтирует кадры по движению — он «продолжает» действие одного объекта в следующем кадре. Это нужно, чтобы усилить событие или сделать его более плавным. Например, в фильме «Голубая бездна» движения ныряльщика «склеиваются» с прыжком дельфина.

Другой тип монтажа у Бессона — по композиции. Переход достигается через повторение геометрических объектов. Так, в фильме «Ангел-А» герои идут по арочному мосту, а в следующем кадре на заднем плане видно окно такой же формы, что и мост.

Кадр из фильма «Голубая бездна»
Кадр из фильма «Голубая бездна»
Кадр из фильма «Голубая бездна»
Кадр из фильма «Голубая бездна»
Кадр из фильма «Ангел-А»
Кадр из фильма «Ангел-А»
Кадр из фильма «Ангел-А»
Кадр из фильма «Ангел-А»

Постмодернизм

Бессон — преданный поклонник постмодернизма, и в своих работах он постоянно цитирует других известных режиссеров. В фильме «Подземка» он практически кадр в кадр повторяет сцену из «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара и сопоставляет своих главных героев с годаровскими.

Кадр из фильма «Подземка»
Кадр из фильма «Подземка»
Кадр из фильма «Подземка»
Кадр из фильма «Подземка»
Кадр из фильма «На последнем дыхании»
Кадр из фильма «На последнем дыхании»
Кадр из фильма «На последнем дыхании»
Кадр из фильма «На последнем дыхании»

В «Пятом элементе» Бессон цитирует классический немой фильм «Метрополис» Фрица Ланга: здесь перекликаются футуристические города и визуальные женские образы. А в фильме «Малавита» герой Роберта де Ниро смотрит в кинотеатре фильм «Славные парни», в котором он сам сыграл одну из главных ролей.

Кадр из фильма «Пятый элемент»
Кадр из фильма «Пятый элемент»
Кадр из фильма «Метрополис»
Кадр из фильма «Метрополис»
Кадр из фильма «Малавита»
Кадр из фильма «Малавита»
Кадр из фильма «Славные парни»
Кадр из фильма «Славные парни»

Сам Бессон так описывает свое отношение к кинематографу: «Некоторые критики не понимают, как можно одновременно любить Жан-Люка Годара и Уолта Диснея. Мне нравятся оба». Если к такой позиции добавить авторские приемы, отличных актеров и увлекательный сюжет, то можно получить ответ на вопрос, почему Бессон нравится совершенно разным зрителям: от поклонников драм до любителей боевиков.

Почему «Леон» стал культовым?

Если спросить у случайного человека на улице, какой фильм главный у Бессона, — скорее всего, вам ответят «Леон». Причина ясна: картина объединила в себе авторское и популярное кино. Ее сюжет строится вокруг необычной парочки — 12-летней Матильды и взрослого киллера Леона. Семью девочки убивают, и Леону приходится взять ее под опеку.

Фильм — своеобразная версия поджанра бадди-муви. Разница только в появлении неоформленной любовной линии. Герои подобраны максимально контрастно: Матильда — хрупкая, беззащитная, эмоциональная, активная, полуженщина-полудитя, киллер Леон — замкнутый, спокойный, надежный, инертный, взрослый и уставший мужчина. Дуальности добавляет большая разница в росте, но вместе герои образуют единое целое.

Кадр из фильма «Леон»
Кадр из фильма «Леон»

Саундтрек в фильме играет важную роль: он не выступает фоном, а усиливает повествование. Главный злодей в исполнении Гари Олдмана маниакально любит классическую музыку, что раскрывает его эклектичность. А музыка в сцене, где Матильда стоит перед дверью Леона, пока к ее родственникам ломятся бандиты, подчеркивает напряженность. Особняком стоит песня Стинга Shape of My Heart, заставляющая разрываться сердца миллионов зрителей.

Жанр «Леона» — драма с элементами экшена. И в этом случае Бессон смог угодить всем: любители «простого» кино по достоинству оценили съемки с каскадерами, эффектные перестрелки и взрыв здания в конце, а критикам понравилось драматичное раскрытие персонажей и операторская работа.

Какие фильмы у Бессона смотреть еще?

В качестве шутки хотелось посоветовать все пять частей «Такси», но остановимся на малоизвестных, но очень разноплановых картинах Люка Бессона. И нет, «Пятого элемента» в списке не будет.

«Последняя битва», 1983

Это полнометражный дебют Бессона — и сразу творческий эксперимент. В фильме нет диалогов, что оправданно сюжетом: перед нами — мир постапокалипсиса, где люди утратили человеческую речь и теперь способны объясняться только знаками.

На чем строится фильм? Конечно, на композиторе Эрике Серра: он смог создать такую музыку, которая вовлекла бы зрителя в действия и сцена не нуждалась бы в репликах и пояснениях. Также в фильме видно, как Бессон начал оттачивать свой стиль с вниманием к монтажу, динамике, фиксации и четкой проработке деталей.

«Подземка», 1985

Картина снята как попытка переосмысления французского нуара. Сюжет разворачивается вокруг главного героя — вора и панка Фрэнка, которому в руки попадают документы. Ими он может шантажировать загадочную богачку-красавицу Хелену.

Фильм собрал в себя все атрибуты 80-х: от костюмов и эстетики до музыки нью-вейв-панка (герои собирают группу, где на ударных — Жан Рено).

«Никита», 1990

Главная героиня — молодая девушка Никита — вместе с друзьями грабит аптеку и убивает полицейского. Девушку приговаривают к тюремному заключению, но вместо этого она отправляется в школу секретных агентов-киллеров.

Камера, девушка и пистолет — что еще нужно для фильма? При этом героиня Никиты показана не плоским персонажем и «машиной для убийств» — это тонкий и печальный герой, заставляющий сопереживать.

«Жанна д'Арк», 1999

В роли Орлеанской девы — Милла Йовович. Сюжет пересказывает оригинальную историю: молодая французская девушка во времена Столетней войны получает отряд воинов, наносит несколько поражений англичанам и снимает осаду Орлеана.

В фильме есть прямые цитаты и отсылки к классической картине «Страсти Жанны д’Арк» Карла Теодора Дрейера. Но при этом кино лишено пафоса и нравоучений, это почти комедия, в которой на фоне мечей и мрачной картинки слышен юмор.

«Ангел-А», 2005

Париж середины нулевых, черно-белые кадры. Главный герой — непутевый Андре — связался с бандитами и задолжал всему Парижу. Отчаявшись, он решает покончить жизнь самоубийством, но неожиданно встречает прекрасную девушку.

Фильм — легкая сказка о любви, после которой хочется гулять по красивым улочкам, влюбляться и верить в судьбу. Не этого ли нам всем хочется весной?

Мария Самарина