Chris Pizzello/AP/TASS
Chris Pizzello/AP/TASS
кино

От сегрегации до новой этики: куда движется современный «Оскар»?

Премия идет в ногу со временем: старается соблюдать расовое и гендерное разнообразие и награждать не только голливудское кино. Но у многих все еще остаются (и появляются новые) вопросы

13 марта прошла 95-я церемония вручения премии «Оскар», и без скандалов, к сожалению, снова не обошлось. Некоторые колумнисты обратили внимание на неполиткорректное решение академии. Хоть члены совета и наградили «Оскаром» индийский фильм «RRR: Рядом ревет революция» за лучшую песню, они решили воссоздать номер из картины во время церемонии без единого индийца. Кажется, премия вновь не избежит критики и будет обсуждаться еще долгое время.

За последние несколько лет «Оскар» сделал серьезный шаг в сторону инклюзивности, но вместе с этим поднял еще больше нравственных вопросов. Как премия превратилась в площадку для социальных изменений, зачем академии это нужно и насколько эти изменения оправданны? Разбираемся.

К «Оскару» всегда было много вопросов

В 1940-м году темнокожая актриса Хэтти Макдэниел получила «Оскар» за лучшую роль второго плана, сыграв служанку в фильме «Унесенные ветром». На тот момент это был прорыв — впервые цветная актриса удостоилась такой престижной награды. Однако консервативных американцев это не сильно впечатлило, а ее общество даже возмутило. Актрисе пришлось сидеть отдельно от всей съемочной группы — тогда это было в порядке вещей.

С годами расовая сегрегация в США закончилась, а афроамериканцы получили заслуженные гражданские права и иногда адекватные роли в кино. Цветные актеры начали становиться более заметными: в 90-х те же Морган Фриман, Уилл Смит и Вупи Голдберг снялись в ряде культовых фильмов. Тем не менее общая картина все еще была удручающей: многие актеры средней руки исполняли карикатурные и стереотипные роли.

Крен в сторону толерантности пришелся на 2016-й, когда «Оскар» уже второй год подряд обвиняли в том, что он слишком «белый» (акция #OscarsSoWhite) — причиной послужило недостаточное количество расовых групп среди победителей. Кроме того, в США расцветали общественные движения (#MeToo, Black Lives Matter), а также новая этика. «Оскар» не хотел казаться несовременной и токсичной кинонаградой и уж тем более терять из-за этого рейтинги. По этой причине академия пошла на поводу у трендов смелый шаг.

Как и почему «Оскар» изменился?

После протестов в соцсетях Американская киноакадемия пригласила новых членов: 46% из них были женщинами, а у 41% был отличный от белого цвет кожи. В 2017 году они пошли дальше и отдали три «Оскара», в том числе за лучший фильм, картине «Лунный свет». Вручение наград драме о взрослении темнокожего гея из трущоб многие критики не оценили, а само решение было больше похоже на оправдание за прошлые года.

2023 год стал прорывным для «Оскара» с точки зрения расового разнообразия и, на первый взгляд, вопросов к нему не было. Награды забрали актеры «Все везде и сразу» — Ке Хюи Куан и Мишель Йео, чью работу отмечало множество критиков. Кроме этого, премия наконец обратила внимание на индийское кино, дав статуэтки «Заклинателю слонов» за лучшую короткую документалку и «RRR: Рядом ревет революция» за лучшую песню. Правда, и тут организаторы умудрились начудить.

В частности, они воссоздали антиколониальный танец из фильма «RRR: Рядом ревет революция» и сделали это весьма небрежно. Организаторы позвали для его постановки американских хореографов Наполеона и Табиту Д’умо, а среди танцоров не оказалось ни одного человека, принадлежащего к южноазиатскому наследию. Вместо этого они выдали за индийцев ливанского канадца и американца. Танец ожидаемо оскорбил зрителей из Индии и вызвал критику в сети.

Взять культуру, которая исторически подвергалась уничтожению и насмешкам, вывести ее на международную платформу, а потом сделать что? Убрать людей, которые внесли вклад в эту самую культуру.

Махита Бхарадваж, блогер

Что будет дальше?

Сегодня можно с уверенностью сказать, что впереди нас ждет еще больше инклюзии. Так, со следующего года на «Оскаре» будут действовать новые правила для картин, претендующих на «Лучший фильм». Чтобы побороться за главный приз, теперь важно не только качество самого кино, но и соответствие хотя бы двум из четырех новых социальных стандартов.

Новые стандарты для номинации на «Оскар»
  • Первый стандарт касается актерского состава и сюжета. Главную роль или важную роль второго плана должен играть актер, принадлежащий к недостаточно представленной расовой или этнической группе (азиат, африканец, латиноамериканец и пр.). В фильме также должны быть женщины, представители ЛГБТ и люди с особенностями физического развития.
  • Второй стандарт связан со съемочной группой. Минимум две ключевые творческие позиции (режиссер, оператор, художник по костюмам и пр.) должны занимать женщины, а также расовые и другие меньшинства (аналогично первому пункту).
  • Третий стандарт относится к киностудии. Выпускающая фильм студия обязана предоставить возможности оплачиваемой стажировки, обучения и повышения квалификации ранее перечисленным группам людей.
  • Четвертый стандарт затрагивает дистрибуцию. В студиях на руководящих позициях в маркетинге или дистрибуции должны работать представители тех же групп.

Некоторые продюсеры уже высказали свое опасение касательно новых правил. По их словам, намерения «Оскара» понятны, но компании с юридической и этической точки зрения не могут задавать ряд вопросов актерам и обычным работникам (в частности, об ориентации и состоянии здоровья). Правда, саму академию это не особо тревожит — она играет по общим правилам Голливуда и не планирует бороться с повесткой.

Обратная сторона нового «Оскара»

Крупные студии через искусство показывают актуальные проблемы в обществе и, само собой, делают кассу. Репрезентация заставляет представителей меньшинств идти в кино и платить за стриминги. Ну а они по праву платят — на протяжении многих лет людям не с кем было себя ассоциировать. С одной стороны, это может оказывать положительное влияние, но с другой — приводить к странным и даже комичным перегибам.

Порой авторы из-за желания угодить аудитории меняют привычные зрителю образы или вовсе переворачивают историю с ног на голову. Благодаря colour-blind-кастингам мы получили черных эльфов в «Ведьмаке», русалочку-афроамериканку и темнокожую супругу короля Генриха VIII в сериале «Анна Болейн». Может показаться, что глобально в этом нет ничего страшного, но на самом деле такие инициативы сказываются на других работниках индустрии.

Некоторые белые актеры жалуются, что теряют работу, потому что продюсеры предпочитают им других артистов, подпадающих под какое-то меньшинство. С аналогичными трудностями сталкиваются и голливудские сценаристы, которые хоть и находятся за кадром, но все равно проигрывают битву из-за своего пола или цвета кожи.

Я за ЛГБТ, коренных американцев, темнокожих, женщин и вообще любые меньшинства, которые ранее неправильно показывались на телевидении или в кино. Но это зашло слишком далеко. Я знаю очень много талантливых людей, которые не могут получить работу, потому что они не такие.

Говард Кох, продюсер

«Оскар» решает актуальные проблемы неравенства, но в итоге все равно возвращается к ним (к счастью, как в 40-х пока никого за отдельный стол не отсаживают). Вместо того, чтобы постепенно восстанавливать баланс в кино, премия слепо следует законам новой этики, причем иногда достаточно неуклюже. Хочется верить, что ситуация изменится, но гарантий этому никаких нет.

Никита Прунков