экономика

«Свои люди — сочтемся». Почему все гостеатры работают в убыток

Доля бюджетного финансирования театров может доходить до 90%. Но без поддержки властей отечественное искусство было бы ограниченным
Hulki Okan Tabak/Unsplash
Hulki Okan Tabak/Unsplash

Россия финансирует почти 700 театров по всей стране. И без учета госсредств все они работают в убыток. Бизнес-модель театров не позволяет им получать достаточную прибыль. Особенно ярко это проявляется на небольших сценах маленьких городов. Но это не значит, что господдержка театров должна прекратиться. Ко Всемирному дню театра (27 марта) разбираемся, по каким причинам государственные театры убыточны и почему это нормально.

Сколько государство тратит на театры

В 2021 году (самые свежие данные) в России насчитывалось 679 государственных театров. Свыше половины из них — драматические. Больше всего организаций находилось в Москве (97), Санкт-Петербурге (36), Татарстане (21), Подмосковье (27) и Свердловской области (20). Число государственных театров в России растет с каждым годом. В 2019-м их было 657, а в 2020-м — уже 669.

Деньги для театров выделяются как из федерального, так и из региональных бюджетов. Распоряжается ими Минкультуры РФ. Средства выделяют в форме субсидий на зарплаты и содержание помещений и грантов на постановку спектаклей. В 2021 году театрам федерального и местного ведения выделили более 80 млрд руб. Более 20 млрд из них получили театры федерального ведения (их всего 25), а театрам местного ведения досталось около 66 млрд руб.

Чтобы получать финансирование, театры должны выполнять госзаказ: играть за год определенное число спектаклей и привлекать на них оговоренное количество зрителей. Распределяя средства между театрами, власти смотрят на их эффективность. Первостепенное значение имеют посещаемость и внебюджетные доходы. При этом театральные директора отмечают, что иногда власти поднимают финансирование театрам с плохой посещаемостью, чтобы поддержать их. Делается это в ущерб более коммерчески успешным театрам.

Сколько театры зарабатывают сами

Помимо госфинансирования театры получают доход от продажи билетов, мерча и аренды помещений, а также в виде пожертвований от меценатов и фондов. Правда, эти доходы заметно ниже бюджетных субсидий. В 2021 году государственные театры заработали на представлениях около 33 млрд руб. — почти вдвое меньше, чем получили от государства. В крупных театрах вроде МХТ им. Чехова или Вахтанговского бюджетные деньги составляют 40-50% доходов, а в небольших их доля может доходить до 90%.

В первую очередь театры тратят деньги на постановки, зарплаты сотрудникам и содержание помещений. Еще они несут расходы на хранение костюмов и декораций, печать афиш и программок, рекламу. Всего за 2021 год государственные театры потратили около 112 млрд руб. Около двух третей из этих средств пришлось на зарплаты сотрудникам.

В 2017 году РБК подсчитал, что все государственные театры РФ убыточны, если не учитывать в расчетах бюджетные деньги. Представители этой сферы и сами признают, что театр не может приносить прибыль, а без госсредств организациям пришлось бы урезать расходы минимум на 40%. Проблема большинства российских театров в их бизнес-модели. Они часто ставят новые спектакли, но относительно редко играют их. Это затратно, потому что премьеры стоят дорого, но не прибыльно, потому что играются они нечасто.

Особенно остро эта проблема чувствуется в театрах небольших городов, где постоянных зрителей немного. Одни и те же постановки в них нельзя играть длительное время, потому что они быстро наскучат. Чтобы привлекать аудиторию, им приходится постоянно радовать зрителей премьерами.

Чтобы театр был коммерчески успешным, он должен работать по другой модели. Для этого в пьесах должно быть небольшое число артистов, экономные костюмы, декорации и реквизит. Постановка должна быть доступной обывателю (комедии, детективы, мелодрамы) и играться достаточно часто. Тогда при минимальных затратах на труппу и постановку представление будет приносить больший доход.

Убыточность театров — это норма?

С одной стороны, в убыточности театров много минусов. Поскольку театры не окупаются, они финансово зависят от государства. Это не только приносит много сложностей, например, с отчетностью, но и демотивирует организации заниматься продвижением. Такое положение делает театры более уязвимыми к трудностям, из-за которых финансирование может сократиться.

С другой стороны, господдержка театров — это норма не только для России, но и всего мира. Бюджетное финансирование получают, например, лондонский Национальный театр и нью-йоркский Roundabout. Правда, государственные деньги занимают в их доходах меньшую долю, чем в российских: около 20-30%. При этом на Западе театры пользуются более активной поддержкой меценатов и спонсоров.

Кроме того, заточенность театров на коммерческий успех делает их творчески ограниченными. Описанная «доходная» модель подходит массовым развлекательным проектам, но не глубоким авторским высказываниям. Ограниченность бюджета сковывает творческую фантазию постановщиков и мешает им реализовывать свои идеи в полной мере.

Это нормально, что Россия поддерживает театры, хотя они и работают в убыток. Все-таки защита и развитие национальной культуры — это одна из задач государства. Именно поэтому бюджетное финансирование получают не только большие театры в крупных городах, но и небольшие сельские театры. Расходы бюджета на государственные театры правильнее называть не убытком, а инвестициями в культурное и духовное развитие страны и нации. А театры играют в этом процессе далеко не последнюю роль.

Степан Липатов