интернет

Нельзя просто так взять и узбагоиться: как живут и умирают мемы?

Некоторые из них навсегда остаются в медиапространстве
melmagazine.com
melmagazine.com

Сегодня невозможно представить интернет без мемов: многие люди заходят в социальные сети только ради этих забавных картинок. Можно даже сказать, что личное общение пользователей во многом строится на том, что собеседники кидают друг другу смешных котят или кривляющихся актеров. Однако шаблоны для шуток, которые встречаются слишком часто, начинают по-настоящему раздражать. В честь Дня смеха рассказываем, как появляются мемы, в какой момент достигают пика популярности и что с ними происходит после того, как они всем надоели.

Что такое мем?

Корни слова «мем» восходят к древнегреческому языку. Оно означает «то, чему подражают». Впервые этот термин употребил английский ученый Ричард Докинз в 1976 году. Эволюционный биолог заметил, что вируситься могут не только заболевания, но и антропологические установки: элементы одежды, прически или своеобразие речи.

Таким образом, исследователь начал использовать термин «мем» в качестве обозначения любого общекультурного феномена, которым можно поделиться, и который быстро распространяется в разных социокультурных сферах.

Сегодня  мемом называют любую единицу значимой культурной информации: идею, символ, манеру или образ действия — которую люди осознанно или неосознанно передают друг другу.

У мемов есть жизненный цикл

Это справедливо для любого культурного феномена, например, фильма, песни или танцевального стиля. У истоков мема обычно стоит какое-то событие или высказывание. Например, после выхода новой серии «Игры престолов» пользователи начали массово создавать шутки с этой сценой:

meme-arsenal.com
meme-arsenal.com

Сначала мем распространяется среди знакомых его создателя. Некоторые из них так и не выходят за пределы этого узкого круга. Другие же в той или иной степени вирусятся. Например, они могут распространиться на территории одной страны или приобрести международную популярность. Так мем становится мейнстримным и общеизвестным.

После этого он выходит за пределы Всемирной паутины: его начинают использовать маркетологи и СММ-специалисты, чтобы рекламировать и продвигать товары или услуги.

Так мем становится чересчур популярным и начинает раздражать. С этого момента он входит в стадию умирания. Люди начинают негативно реагировать на осточертевшую картинку и всячески ее избегают.

После этого существует два варианта развития событий: мем может стать нестареющей классикой или навсегда исчезнуть с просторов интернета. Например, изображение мужчины под ручку с девушкой, который оборачивается, чтобы посмотреть на привлекательную прохожую, — вечный, неустаревающий мем, а лемур с подписью «узбагойся» — скорее раздражающий пережиток прошлого.

Однако при благоприятных обстоятельствах мем, как и любой другой культурный феномен, может вновь стать популярным.