Сколько украденных артефактов скрывает Британский музей? И собирается ли он их возвращать?
Большая часть сокровищ стран-колоний оказалась в метрополиях, которые веками присваивали чужие артефакты. Культурное наследие африканских, азиатских, южноамериканских и многих других государств разбросало по галереям Европы и США. Особенно сильно в присвоении чужих культурных ценностей отличился Британский музей. Разбираемся, собирается ли он возвращать артефакты и сколько ворованных сокровищ хранится на его витринах.
У каких стран воровала Великобритания больше всего
С конца XVI до XX века Великобритания была крупнейшей колониальной империей. Она претендовала на то, чтобы принести цивилизацию колонизированным народам, но не забывала отбирать у них уникальные сокровища культуры.
Нигерия
В 1897 году после вторжения в Королевство Бенин (юго-запад Нигерии) британские войска украли около 4000 скульптур. Более века спустя уцелевшие изделия из бронзы выставили в музеях Великобритании. Нигерия десятилетиями просила Великобританию вернуть бенинские изделия, и в конце 2018 года страны заключили сделку, по которой Британский музей согласился одолжить несколько артефактов. И несмотря на то, что другой лондонский музей в ноябре прошлого года вернул нигерийцам украденные экспонаты, Британский до сих пор от этого отказывается.
Австралия
То же самое касается таких единичных артефактов, как щит Гвегал, который британцы украли у австралийских аборигенов в конце XVIII века. Как и в случае с бенинской бронзой, Британский музей отказался репатриировать щит в Австралию для выставки 2016 года. Вместо этого музей предоставил артефакт на время, а затем вернул его на свои полки.
Египет
Египет хочет вернуть Розеттский камень — военную добычу британцев. Первоначально камень вывез из Египта Наполеон Бонапарт. В 1815 году британцы присвоили артефакт после победы над французами. Камень стал частью национального бренда Британии: многие люди едут в Лондон лишь для того, чтобы увидеть древнее сокровище. Но Розеттский артефакт может вернуться в Египет, поскольку в Англию он попал с нарушением европейских законов, которые предусматривали защиту культурных ценностей народа.
Греция
Греция хочет, чтобы музей возвратил мраморные скульптуры Парфенона, которые еще называют «мраморами Элгина» в честь шотландского дворянина, который их забрал. Мрамор, на котором изображены посетители фестиваля, празднующие день рождения богини Афины, а также кентавры, участвующие в битве, выкрали из Греции между 1801 и 1805 годами. Тогда страна находилась под властью Османской империи почти 400 лет. Лорд Элгин, британский посол в империи, успешно ходатайствовал об извлечении примерно половины оставшихся скульптур из руин Парфенона. Но, согласно условиям сделки 2023 года, часть из них будут поэтапно отправлять греческой стороне.
Новая Зеландия
В Британском музее также выставлены высушенные и татуированные головы маори. Лицевые татуировки олицетворяли высокий социальный статус, а высушенные головы играли важную роль в священных церемониях. Но когда европейцы высадились в Новой Зеландии в 1770 году, эти головы стали не более чем диковинкой и предметом торговли, оказавшись в итоге в Британском музее.
Эфиопия
Еще один трофей — рукописи Макдалы — представляет собой религиозные тексты. В 1868 году британский экспедиционный корпус осадил эфиопскую крепость Макдала и захватил более тысячи религиозных рукописей, которые попали в Британию. В 1999 году появилась Ассоциация по возвращению сокровищ Макдала (AFROMET), чья миссия — вернуть награбленные предметы обратно в Эфиопию. Организации удалось возвратить некоторые артефакты.
Что считает общественность
В Британском музее хранится около 8 млн экспонатов. Многие артефакты были насильственно вывезены, и на их возвращение в течение десятилетий предъявлялись юридические и финансовые требования. На основе этого факта королевский адвокат Джеффри Робертсон заявил следующее:
Попечители Британского музея стали крупнейшими в мире получателями украденного имущества, и подавляющее большинство их добычи даже не выставлено на всеобщее обозрение
По его словам, такие учреждения, как Британский музей и Лувр, «запирают драгоценное наследие других земель, украденное у народа в результате агрессивных войн, воровства и двуличия». Из всех европейских стран с присвоенными артефактами больше всего на призывы к репатриации откликнулась Франция. Так, президент Эммануэль Макрон объявил, что музей на набережной Бранли в Париже вернет 26 украденных предметов в страну Бенин. Он также утверждал, что хочет изменить законодательство, чтобы Франция возвращала украденные предметы всякий раз, когда определенная страна потребует их обратно.
Выступая за возвращение культурных ценностей, Робертсон отмечает:
Политики могут более или менее искренне извиняться за преступления своих бывших империй, но единственный доступный сейчас способ исправиться — это вернуть трофеи изнасилования Египта и Китая и разрушения африканского, азиатского и южноамериканского обществ
На волне, заданной Макроном, Британский музей также пошел на некоторые уступки. Однако он продолжает гнуть свою линию и отдает (обычно в долг) артефакты очень неохотно.
Что говорят представители Британского музея
Британский музей признает сложную историю некоторых коллекций, полученных в результате военных действий и последующего грабежа. Но представители прямо заявили, что не планируют репатриировать украденные артефакты. В ответ на французский кейс директор Британского музея Хартвиг Фишер сказал The New York Times, что «коллекции должны быть сохранены как единое целое».
Учреждение в значительной степени проигнорировало рекомендации, продвинутые Макроном, утверждая, что Закон о Британском музее 1963 года запрещает ему возвращать что-либо из их коллекции. Однако в то же время закон разрешает возвращать любой объект, который он считает «непригодным для хранения в коллекциях». В заявлении для VICE World News представитель Британского музея сказал следующее: «Каждый предмет в коллекции имеет свой собственный набор очень тонких обстоятельств [...]». Он подтвердил, что присвоенные некогда артефакты в большинстве своем по-прежнему остаются неотъемлемой частью музея.