Ученые подтвердили, что первым известным писателем была женщина. Чем она знаменита?
Многие ученые игнорировали Энхедуанну на протяжении столетий или даже тысячелетий. И очень зря. Спустя более 4200 лет археологи пришли к выводу, что древняя поэтесса — самый ранний из известных авторов в истории. Рассказываем о ее жизни и творениях.
Кем была Энхедуанна?
Аккадский правитель Саргон создал первую в мире империю в 24 веке до н.э., объединив несколько месопотамских городов-государств на аккадском севере и шумерском юге. Имя его дочери, Энхедуанна (2285 — около 2250 гг. до н.э.), вероятно, появилось, когда царевна стала верховной жрицей Нанны (и почитала ее дочь Инанну), могущественной шумерской богини. Именно во время правления отца Энхедуанна написала храмовый гимн, восхваляющий силы богини письма и зерна. Она же первая указала под сочинением свое авторство. Однако историки не знают, было ли имя Энхедуанна дано ей при рождении. С шумерского оно переводится лишь как «жрица обилия небес».
Мы знаем, как выглядела Энхедуанна, благодаря алебастровому диску, обнаруженному при раскопках храма, где она, вероятно, жила.
Примерно в то же время в археологических записях начинает появляться изобилие изображений и артефактов богов и богинь. Таким образом, Энхедуанна предложила первые примеры литературы, которая вдохновила творцов на последующее визуальное искусство.
Однако к концу жизни Энхедуанну изгнали из Ура — ее временно сместил с поста Лугаль-Ане, мятежный шумерский царь, которому не нравилось ее высокое положение. По ее собственным словам, Энхедуанна пережила сексуальное насилие во время восстания. Но она не отчаялась и продолжила поддерживать династию отца писательством даже после его смерти и во время правления предполагаемого брата.
Что написала Энхедуанна?
Энхедуанна стала жрицей не просто так — это был политический маневр ее отца. Он попытался укрепить отношения с завоеванным городом Ур, где Инанна числилась божеством-покровителем. Таким образом, Саргон проявлял уважение к традициям прошлого.
Однако Энхедуанна не сидела сложа руки, наслаждаясь привилегированным положением. Она писала стихи и гимны, которые не только были прекрасны сами по себе, но еще и отражали политическую сторону жизни того времени. Произведения помогали укрепить ее статус представителя Инанны. Энхедуанна написала более 30 храмовых гимнов, каждый из которых описывает атрибуты различных религиозных культов в городах по всей империи.
Будучи в изгнании Энхедуанна воззвала к богине Инанне о помощи в самом известном своем гимне Nin-me-sara. Ее мольбы были услышаны: Инанна помогла аккадцам победить шумеров целых девять раз, а Нарам-Суэн, внук Саргона, в конце концов отвоевал Ур обратно. После победы Энхедуанна вернула прежнюю должность в Уре. В Nin-me-sara поэтесса использует новаторское переключение перспективы — от первого и третьего лица — для восхваления богини. Стихотворение заканчивается восстановлением порядка в империи. Это мощное послание, подтверждающее законность правления племянника Энхедуанны.«Царица неисчислимых божественных энергий».
Nin-me-sara считался священным текстом на протяжении 500 лет после смерти автора и использовался как учебный материал, который копировали ученики, желавшие стать писцами в шумерской школе. Огромное число копий указывает на его популярность, поскольку очень мало месопотамских произведений дошли до нашей эпохи в таком количестве экземпляров.
Гимны были реконструированы по 37 табличкам. Каждый из них посвящен определенному божеству из шумерского пантеона и городу, с которым это божество было связано. Однако некоторые из этих стихов, например, гимн 9, адресованный храму обожествленного царя из поздней Третьей династии Ура, не могли быть написаны Энхедуанной или кем-либо в Аккадской империи. Это свидетельствует о том, что сборник пополнялся стихами с течением времени.
На основе этих фактов ряд ученых поставил под сомнение, действительно ли Энхедуанна является автором стихотворений, приписываемых ей. Ведь некоторые из ее стихов содержат язык, который не использовался во времена поэтессы. Ученые видят в этом доказательство того, что на самом деле их не писала сама автор. Однако другие считают, что язык был просто неправильно скопирован или даже модернизирован.
Например, руководитель отдела древней западноазиатской клинописи Библиотеки и музея Моргана в Нью-Йорке Сидни Бэбкок в качестве примера приводит «Метаморфозы» Овидия. По его словам, самая старая копия поэмы была создана спустя тысячелетие после смерти ее автора. Но то, что именно Овидий сочинил эту поэму, не вызывает никаких сомнений. Вполне вероятно, что подобная история обстоит и с работами Энхедуанны.